Доклад Института глобализации и социальных движений (ИГСО), посвящённый социальному благосостоянию российского населения в исторической перспективе, подтвердил, что в XXI веке россияне стали жить лучше.
В исследовании «Жить в России. Социальное благосостояние российского населения в исторической перспективе» была проанализирована российская история со времён Петра Великого.
Как констатирует директор ИГСО Борис Кагарлицкий, начало нынешнего века должно считаться самым успешным по количественным и качественным показателям потребления. Об этом свидетельствует не только достигнутый к настоящему времени высокий уровень жизни среднего россиянина, но и такие социальные параметры, как безопасность, вертикальная и горизонтальная мобильность и уровень угнетения. Эксперты отмечают связь позитивных результатов с руководством страной президентом Владимиром Путиным и выбранной тактикой реформ.
Согласно докладу, от реформ Петра Первого выиграл узкий слой дворян, чиновников и крупное купечество. Основную массу населения ждало введение паспортного режима, жалкое существование, а также закрепощение крестьянства. Заработки были малы, а вертикальной мобильности препятствовали сословные перегородки. Мало что изменила для простых россиян эпоха Екатерины Второй и других императоров: продолжительность рабочей недели составляла 70 часов, а на селе не только недоедали, но и голодали.
После революции 1917 года условия жизни улучшились лишь у небольшого слоя так называемой «новой буржуазии». К 1940-м годам Россия по производственным показателям обогнала ведущие страны Запада, но крестьянство оказалось отброшенным практически в крепостное состояние. Миллионам горожан приходилось ютиться в бараках и коммуналках. Наибольшего благополучия за весь советский период удалось достичь к «эпохе застоя». В обществе, справившемся с проблемой бедности, возник вопрос качества жизни, решить который не удавалось долгие годы.
Так, реформы 90-х годов и развал Советского Союза принесли за собой дезорганизацию и обнищание народа. Но вместе с этим начали появляться новые рабочие места и непривычные карьерные возможности. Появились целые сектора хозяйства, ранее не существовавшие в СССР: от коммерческих банков до туристических фирм. Но резкая девальвация рубля ударила по новорождённому среднему классу, уничтожив или обесценив его сбережения.
В этот период президентом страны стал Владимир Путин. При нём удалось преодолеть промышленный спад и увеличить конкурентоспособность российской продукции не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Численность среднего класса выросла с 12 % в конце 1990-х годов до 18–19 % к концу следующего десятилетия. «Низы общества тоже смогли вкусить плоды экономического успеха – доля населения, живущего за чертой бедности, быстро сокращалась, – отмечают авторы доклада. – Несмотря на сохранение разрыва между столичными городами и провинцией, который достиг критических масштабов в 1990-е годы, можно говорить о росте провинциального среднего класса, потребительские и бытовые стандарты которого приблизились к столичным.
Кстати, позитивная динамика стала наблюдаться и в жилищной ситуации. Если в 1990 году на одного городского жителя приходилось 15,7 квадратных метров жилой площади, то в 2010 году – уже 22,1 метра. В стране выросло потребление мяса и фруктов, а потребление картофеля, хлеба и сахара, напротив, снизилось.
«В последние 10 лет, согласно общим и экономическим данным, ситуацию можно назвать положительной, – подтвердил выводы доклада ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Растут подушевые доходы, стабилизировалась выплата зарплаты. Повышается уровень потребления в различных секторах: начиная от продовольственного и заканчивая имиджевым. Невысок и уровень безработицы – он один из самых низких в Европе».
Директор НИИ социально-экономических и педагогических проблем, профессор Николай Лобанов придерживается аналогичного мнения. «Россия уверенно вошла в число стран устойчивого экономического роста, нравственным базисом которого является не только рост благосостояния низкооплачиваемых социальных слоёв населения, но и улучшение качества жизни этой социальной группы. Однако это не только следствие роста ВВП, но и следствие внутренней политической стабильности страны, большей открытости институтов демократии, улучшения социальной инфраструктуры жизнедеятельности городского и сельского населения», – сообщил Лобанов, отметив при этом тот факт, что в обществе присутствует недовольство работой отдельных министерств. Но, несмотря на это, можно уверенно говорить об устойчивом положительном имидже президента страны.
Более того, именно в «эпоху Путина» в России стали заметны политические свободы и демократические институты. «Важным фактором открытого и взрослого общества, говорящим об эффективной системе управления, является то, что население и граждане начинают формировать различные организации в интересах контроля действий властей, повышения эффективности органов государственной власти. Ещё в 2005–2006 году было сложно представить, что граждане могут самоорганизовываться, чтобы отслеживать или мониторить дороги, или совместными силами искать пропавших детей», – напомнил Дмитрий Абзалов.
«Других периодов, когда у населения имелись такие материальные возможности, конечно же, не было, – считает руководитель отдела социально-политических исследований ВЦИОМ Степан Львов. – Мы двумя ногами стоим в обществе потребления. В свете развития общедоступного Интернета и социальных медиа уровень свободы очень высок».
Удастся ли России продолжить движение к повышению уровня жизни рядовых россиян? Эксперты ИГСО указывают на целый ряд опасностей, которые могут подстерегать страну в ближайшие годы, и только время покажет, сможем ли мы с ними справиться.
«Российское общество сейчас находится на развилке. Оно претерпело несколько модернизаций на протяжении веков и плодами последних модернизаций пользуется сейчас. Я имею в виду потребительский бум начала века, – отметил руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. – Уровень благосостояния российского общества не является проклятием для России, как говорят либералы. Именно имеющийся уровень потребления может стать фундаментом для новой российской экономики».
Смотрите также:
- Проректор РЭШ: «Повторить путь Аргентины для РФ страшнее, чем пережить резкий спад» →
- ООН прогнозирует трехпроцентный рост мировой экономики в 2015 году →
- Неуд по экономике. Как миру вернуть былые темпы роста? →