Примерное время чтения: 7 минут
188

Новости про кризис сыграли свою роль: россияне теряют оптимизм

В пресс-конференции приняли участие: генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Фёдоров, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, заместитель директора Научно-исследовательского института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский и директор Центра политической конъюнктуры России Алексей Чеснаков.

В начале пресс-конференции Валерий Фёдоров зачитал статистику ВЦИОМ, посвящённую главным персонам и событиям года. Следующий блок мероприятия был посвящён вопросу настроений среди россиян на фоне глобального финансового кризиса.

По словам экспертов, у большинства граждан ощущения таковы, что кризис находится «где-то далеко». Алексей Чеснаков отметил, что пока кризис в России затронул преимущественно информационную сферу.

- Кризис распространяется кругами. Первыми его чувствуют наиболее развитые центры. С существенным замедлением он коснётся регионов. В СМИ сейчас больше разговоров про кризис, чем люди это ощущают на своей жизни, - отметил Чеснаков. – На вопросы, «сколько ваших знакомых уже уволили? насколько снизили зарплату?», мы получаем считанные проценты. Конечно, статистика увеличилась с начала декабря по сравнению с октябрём, но не намного.

Валерий Фёдоров выразил некоторое негодование по поводу того, что весь новостной ряд в России посвящен кризису.

- Разве с кризисом все так плохо? Неужели понятие хороших новостей приравнивается к отсутствию новостей? Или действует схема «плохая новость - главная новость»?

Алексей Чеснаков отметил, что главная проблема заключается в распространении «ощущения катастрофичности» средствами массовой информации:

- Возьмите, к примеру, региональную прессу. В основном именно там распространяют панические настроения: «Внимание, скоро закончится мясо!», «Мясо на рынке уже заканчивается», «Мяса больше нет!»…

- «Продавец ушёл», - развил мысль Фёдоров. 

- Фабрика катастроф работает против людей, - продолжил Чеснаков. - Люди приезжают из-за границы и высказывают некоторое недоумение по поводу того, как пресса пишет о кризисе. Статистика ВЦИОМ свидетельствует о падении оптимизма среди россиян.

К слову о статистике. На вопрос «С каким чувством вы провожаете уходящий год и встречаете следующий?» 29% респондентов с оптимизмом смотрят в будущее и довольны текущим годом. 20% россиян ответили, что провожают год «с плохим настроением, но без негативных пессимистических ожиданий». Но 46% опрошенных ответили, что не испытывают подъёма, а от нового года ожидают новых проблем.

Оценки уходящего года распределилась так: 49% назвали его «в целом хорошим», 35% - «скорее трудным», 4% - «очень удачным», «очень плохим» – 7%. Последний показатель по сравнению с предыдущим годом вырос вдвое.

В целом, как отмечают эксперты, россияне оценивают собственное будущее более оптимистично, чем состояние страны. Как показали другие статистические данные, люди мало читают, но много смотрят телевизор. В кризис на первый план вышли новости, а популярность телесериалов резко снизилась.

Будущий год для каждой конкретной семьи, по мнению 39% россиян, будет трудным, 37% уточняют: «тем не менее в целом он будет хорошим». 12% оказались неисправимыми оптимистами: они считают, что в их семьях всё будет как нельзя лучше.

На вопрос о том, каким будет год для России в целом, 48% респондентов ответили «скорее трудным», а 6% – «будет плохим».

- Мне показалось важным, что у нас массовое сознание остается достаточно монолитным, почти по всем вопросам есть лишь две лидирующие позиции, - прокомментировал статистику заместитель директора Научно-исследовательского института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский.- Существенных дифференциаций в эмоциях нет. Но в следующем году мы увидим, что кризис станет главным явлением в России.

Директор Центра политической конъюнктуры России отметил, что умонастроения россиян сильно отличаются от граждан других стран. Он привёл в пример Белоруссию и Казахстан.

- По мнению жителей этих двух государств, они живут несколько хуже, чем страна в целом. Здесь стоит отметить влияние информационного фактора, общий уровень свободы СМИ, а также их настрой. Пресса в Белоруссии и Казахстане склонна говорить, что всё в государстве в порядке, никаких проблем страна не испытывает. Но люди недостаточно ощущают это в своих кошельках. Отсюда и ощущение того, что «я живу хуже, чем государство».

Тем временем социологи прогнозируют всплеск «катастрофических умонастроений» и в России.

- Люди всё чаще говорят о кризисе. Эта тема присутствует в большинстве так называемых «кухонных разговоров», - сказал Фёдоров. – 58% опрошенных подтвердили, что они лично участвуют в таких дискуссиях. Таким образом, эта тема уже стала личностной.

Говоря о возможных последствиях «всплеска катастрофического мышления», Чеснаков подчеркнул, что у населения сейчас очень низкий уровень потребностей, а потому оно пока не готово к активной протестной деятельности.

- Вполне возможно, что активизируется определённый круг людей, которые начнут призывать граждан к определённым протестным действиям. Но население пока к ним не готово, у людей очень низкий уровень потребностей. Но здесь могут быть вполне серьёзные конфликты.

Эксперты отметили, что изменилась «сама природа ожиданий будущего» среди граждан.

- Сейчас изменилась сама природа ожиданий россиян: они стали носить характер антикризисных и концентрируют свои надежды на власти - на Медведеве и Путине, - отметил Дмитрий Бадовский. – Сейчас люди надеются, что выход из кризиса будет обеспечен достаточно быстро. Меры, которые сейчас разрабатываются, по их мнению, должны сработать в течение года. Если ситуация будет затяжная, тогда настроения будут меняться более существенно.

В финале пресс-конференции Фёдоров подчеркнул, что через какое-то время оценки населения и СМИ по поводу финансовой ситуации в России должны сравняться, и этот процесс уравнения с каждым днём будет нарастать.

- Посмотрим, что будет в январе, когда люди выйдут с новогодних каникул с изрядно «полегчавшими» карманами, - заключил Фёдоров.

По словам Бадовского, с психологической точки зрения тяжелее всего будет молодёжи от 18 до 24 лет.

- Это поколение, которое не помнит, что такое кризис 98-го. У них нет опыта кризисной стратегии. Сейчас они оптимистичнее всех смотрят в будущее, а потому шок от разрастания кризиса среди этой категории населения будет наиболее сильным, - сказал эксперт.

По его словам, легче всех переживут кризис пенсионеры, поскольку их запросы минимальны, а стратегия выживания присутствует у них на уровне условного рефлекса.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах