Автомобильное топливо в России становится все дороже. Нефтяники, пытаясь оправдаться за непомерно высокие цены, кивают на стоимость «черного золота». Мол, и она достигла рекордных высот. Между тем, в других нефтедобывающих странах (и даже в США, которые импортируют нефть) цены на бензин растут не такими бешеными темпами. В чем же дело?
— То, что бензин в России дорожает вне зависимости от того, растет или падает цена нефти, объясняется тем, что топливный рынок у нас сильно монополизирован. То есть перерабатывают нефть и продают полученные из нее продукты те же компании, которые ее добывают, — рассказал AIF.RU Александр Пасечник, руководитель аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности.
— Для того, чтобы ситуация изменилась, нужные независимые нефтеперерабатывающие заводы, — продолжает Пасечник. — С кризисом идея строительства такого предприятия была похоронена. Для государства это слишком затратно
Теперь повлиять на нефтяников может только Федеральная антимонопольная служба. Однако многие прошлые дела этого ведомства в отношении нефтяных компаний закончились мировым соглашением, а выписанные штрафы были снижены в разы. Плюс ко всему с начала 2011 года серьезно повысились акцизы на нефтепродукты, особенно на низкооктановое топливо. Этот факт также «стимулирует» рост цен на бензины...
Хватит ли нам топлива на фоне разговоров о грядущем нефтяном кризисе?
— Существующих мощностей нефтеперерабатывающих заводов хватает для обеспечения внутренних потребностей страны, — говорит Пасечник. — Бензин, который мы покупаем, производится в России. Мощности даже несколько недозагружены, поэтому при необходимости выпуск можно увеличить. Проблема в другом. Существующие нефтеперерабатывающие предприятия были построены еще в советские времена. Да, проводится их модернизация, но недостаточно высокими темпами. На евростандарты производства топлива они все еще не перешли, поэтому за рубежом наше топливо никому не нужно.
В то же время нефтяные компании, которым принадлежат эти заводы, активно покупают нефтеперерабатывающие компании за границей. Это зачастую выгоднее, чем вкладываться в модернизацию, а тем более в строительство новых мощностей в России. Понятно, что эта позиция нефтяников непатриотична и негативно сказывается на развитии страны. И изменить ее в силах только государство. Нужен и пряник в виде, например, налоговых льгот для нефтепереработки, и кнут.
В качестве последнего может быть введено жесткое требование форсировать переход к более высоким евростандартам продукции — и нельзя под давлением нефтяников откладывать сроки их внедрения. Но пока профильные министерства придерживаются политики послаблений для нефтепереработчиков и дают им отсрочки.
Смотрите также:
- Вот теперь отыграются... Цены на бензин могут вырасти до 28 руб. за литр →
- Чем больше денег у нефтяников, тем меньше их у народа →
- Бензин всё дорожает. Кто виноват и что делать? →