Война обвинений. Как разгоралась информационная битва вокруг падения Boeing

   
   

Киевские власти сразу же после крушения «боинга» объявили, что самолёт сбили именно ополченцы, а президент Украины П. Порошенко, настаивая на причастности России, заявил, что речь идёт о теракте: «Сегодня террористы одним выстрелом убили почти 300 человек...» В качестве доказательства г-н Порошенко привёл прослушку переговоров ополченцев, которую предъявила Служба безопасности Украины. Но эксперт в области звукового анализа Н. Попов в интервью телеканалу «Россия» рассказал о результатах изучения записи: она склеена из не связанных между собой фрагментов. По словам одного из командиров ополчения, И. Безлера, речь в беседе на самом деле шла об украинском штурмовике Су-25, сбитом на прошлой неделе.

Ещё увлекательнее вышел детектив с пусковой установкой комплекса «Бук». Якобы ранним утром пятницы, чтобы спрятать концы в воду, ополченцы везли какой-то «Бук» в направлении России через г. Краснодон. Об этом сообщил глава МВД Украины А. Аваков, выложив любительскую видеозапись: видно даже, что у пусковой установки, которую везут на автоплатформе, не хватает одной ракеты. Однако выяснилось, что на видео не Краснодон, а Красноармейск, который контролирует как раз украинская армия. То есть это был «Бук», принадлежащий киевским частям.

На срочно собранном в пятницу Совбезе ООН Китай и Россия потребовали беспристрастного расследования обстоятельств катастрофы. Впрочем, к тому времени у США и ряда их союзников уже была безапелляционная уверенность: самолёт сбили ополченцы, а оружие им поставляет Россия. Об этом на Совбезе чуть ли не слово в слово говорили представители тех же Штатов, Британии, Литвы и Австралии. В тот же вечер кое-что «уточнить» решил и сам Барак Обама: «Ракета выпущена с территории, контролируемой русскими сепаратистами». Есть, мол, у спецслужб доказательства...

Оценить, не похожи ли эти доказательства на пробирку с неким порошком, который стал поводом для нападения США на Ирак в 2003 году, пока так и не удалось. Впрочем, западным политикам и СМИ оказалось достаточно и слов Б. Обамы. Где там многовековые традиции беспристрастности и юридической чистоты - первые полосы газет в Европе и Штатах пестрели зубодробительными заголовками, вплоть до обвинений лично Президента России в убийстве 298 человек. «Ракеты Путина», «Путин убил моего сына»... Лишь изредка можно было наткнуться на что-нибудь вроде «А что, если это всё же не русские?»

Что такое ракетный комплекс «Бук» и мог ли он сбить малайзийский «Боинг», читайте в справке >>>

   
   
Схема, составленная минобороны РФ.

Тем временем в ООН должно было начаться ещё одно заседание Совета Безопасно­сти. На нём собирались принять резолюцию в связи с трагедией. Накануне сообщалось, что резолюция взвешенна и даже согласована всеми членами Совбеза. Но поручиться, что не будет сюрпризов, не мог никто...

Между тем в высоких американских кабинетах уже планируют следующие удары по России. О них на прошлой неделе без обиняков рассказала в интервью Хиллари Клинтон, бывший кандидат в президенты и госсекретарь США: «Если причастность России очевидна, это должно вдохновить европейцев сделать больше по трём направлениям. Первое - усилить собственные санкции. Это та цена, которую придётся заплатить (в отличие от США у Европы с Россией много­численные экономические связи, их разрыв чреват для евро­пейских экономик потерями миллиардов или даже десятков миллиардов евро. - Ред.). Второе - незамедлительно увеличить усилия и сообщить об этом по поискам альтернативы «Газпрому». Россия не имеет диверсифицированной экономики, она во многом зависит от поставок энергоносителей, прежде всего газа». Американцы, к слову, надеются продавать в Европе свой газ. «И третье, - продолжила Клинтон, - сделать больше в сотрудничестве с нами, чтобы поддержать украинцев, в том числе с военной точки зрения». Клинтон пояснила, что речь идёт о поставках вооружений и обучении. Но лиха беда начало.