Случайность или злой умысел? Причины и следствия трагедии в небе Донбасса

О событиях 17 июля мы пока наверняка знаем немного. Первое — днепропетровские диспетчеры вывели пассажирский рейс Амстердам — Куала-Лумпур аккурат в зону боевых действий. Второе — трупы и обломки самолёта оказались разбросаны на площади в три десятка квадратных километров в 50 км от границы с РФ. И третье — гражданская война на востоке Украины так аукнулась Европе и всему миру, что предсказать последствия этого сейчас крайне сложно.    
   

Вечером 17 июля с экранов радаров над территорией Украины пропал «боинг-777» авиакомпании «Малайзийские авиалинии» с 298 пассажирами и членами экипажа на борту. У людей с хорошей памятью тут же возникло состояние дежавю.

Кто стрелял?

В 2001 г. над Чёрным морем ПВО Украины во время учений сбила российский Ту-154. «Прославился» комплекс С-200 российского же производства. Украинские военные долго отпирались, но доказать, что имело место поражение именно ракетой класса «земля — воздух», всё-таки удалось. Были обнаружены обломки авиалайнера со следами характерных поражений от взрыва головной части зенитной ракеты. При работе по воздушной цели ракета в 90% случаев не попадает в самолёт, а подрывается на некотором расстоянии от неё. Воздушная цель при этом пролетает сквозь облако поражающих элементов — обычно это стальные шарики, шрапнель. Жуткая подробность: часть поражающих элементов застряла в телах пассажиров и членов экипажа «боинга». На земле были найдены и обломки самой ракеты. Но кто всё-таки стрелял — донецкие ополченцы или снова ПВО Незалежной?

Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа, считает: «Если в руки ополченцев и попали какие-то системы ПВО — например "Бук-М", которые, по данным СМИ, были захвачены ими в конце июня, то они, скорее всего, были в нерабочем состоянии. Об этом не раз заявляли сами украинские военные. А переносные ЗРК, которые у ополчения точно есть, могут поразить цель на высоте не более 3500 м. Зато системы, способные сбить самолёт на высоте свыше 20 км, состоят на вооружении ПВО Украины».

Вели на убой?

«В состав системы "Б­ук-М" кроме самой пусковой установки входят машина заряжания, радиолокационная станция, штабная машина, — рассказывает Сергей Гриняев, гендиректор Центра стратегических оценок и прогнозов. — Всего этого у ополченцев не было, а значит, не было необходимого информационного и радиолокационного обеспечения».

«До Донецка "боинг" следовал в установленном коридоре, — сообщил в понедельник генерал-лейтенант Андрей Картаполов, начальник главного оперативного управления Генштаба. — Однако далее он отклонился от маршрута на север на 14 км, экипаж начал маневр возвращения в предписанный коридор, но закончить его не успел.

   
   

Что послужило причиной отклонения — ошибка экипажа или выполнение команды украинского диспетчера, — можно будет ответить только после расшифровки бортовых самописцев». Также военные продемонст­рировали спутниковые снимки, которые свидетельствовали: злополучный «боинг» мог попасть в зону действия минимум 3 украинских батарей «Бук-М». А ещё к нему зачем-то приближался украин­ский штурмовик Су-25.

У ряда экспертов тут же возникла жутковатая, но логичная версия. Очень похоже на то, что малайзийский лайнер украинские диспетчеры, дейст­вовавшие заодно с командованием ПВО, нарочно подводили к тому месту, откуда по нему могли с гарантией пальнуть из армейских «Буков». То есть вели на убой... Зачем? Чтобы спровоцировать громкий международный скандал, дать повод США во всём обвинить Россию и дожать колеблющихся европейцев, заставив их ввести санкции против Москвы? Или чтобы подставить под удар ополченцев, перехватить военную инициативу и добить очаги сопротивления в Донбассе и на Луганщине?

«Если бы 28 июня боевые действия на востоке Украины не были возобновлены, то и этой трагедии наверняка бы не произошло, — заявил в ночь на понедельник в своём обращении Владимир Путин. — Вместе с тем никто не имеет права использовать эту трагедию для достижения узкокорыстных политических целей. Нужно, чтобы все люди, которые отвечают за ситуацию в регионе, повысили свою ответственность и перед собственным народом, и перед народами тех стран, представители которых стали жертвами этой катастрофы».

Что такое ракетный комплекс «Бук» и мог ли он сбить малайзийский «Боинг», читайте в справке >>>

Мнение эксперта

Рубен Есаян, заместитель гендиректора Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации:

— В 1996 г. я принимал участие в расследовании авиакатастрофы самолёта Ту-154 под Хабаровском. При падении примерно с такой же высоты, как малайзийский «боинг-777», от 98 человек, находившихся на борту, осталось 600 килограммов биологического материала: люди буквально испарились! И то из чёрных ящиков удалось извлечь всю необходимую информацию. Работали долго — полгода, но причина катастрофы была обнаружена. Надеюсь, и в этот раз мы в конце концов получим объективное международное расследование.

Истина в последней инстанции тут — показания бортовых самописцев. Подделать их в принципе невозможно. На моей памяти не было случая, чтобы за это кто-нибудь взялся, но, если и найдутся такие «смельчаки», это обязательно вскроется при экспертизе. К сожалению, бортовые самописцы работают от электросети лайнера и перестают фиксировать информацию сразу после отключения от неё, то есть в момент катастрофы. Не смогут они ничего рассказать и о приближении ракеты, если таковое имело место, — гражданская авионика для этого не предназначена. Зато о том, изменил ли самолёт курс, кто дал соответствующее распоряжение пилотам, обязательно узнаем. Ведь переговоры командира корабля с диспетчером пишутся на ленты чёрных ящиков в обязательном порядке.