О событиях 17 июля мы пока наверняка знаем немного. Первое — днепропетровские диспетчеры вывели пассажирский рейс Амстердам — Куала-Лумпур аккурат в зону боевых действий. Второе — трупы и обломки самолёта оказались разбросаны на площади в три десятка квадратных километров в 50 км от границы с РФ. И третье — гражданская война на востоке Украины так аукнулась Европе и всему миру, что предсказать последствия этого сейчас крайне сложно.
Вечером 17 июля с экранов радаров над территорией Украины пропал «боинг-777» авиакомпании «Малайзийские авиалинии» с 298 пассажирами и членами экипажа на борту. У людей с хорошей памятью тут же возникло состояние дежавю.
Кто стрелял?
В 2001 г. над Чёрным морем ПВО Украины во время учений сбила российский Ту-154. «Прославился» комплекс С-200 российского же производства. Украинские военные долго отпирались, но доказать, что имело место поражение именно ракетой класса «земля — воздух», всё-таки удалось. Были обнаружены обломки авиалайнера со следами характерных поражений от взрыва головной части зенитной ракеты. При работе по воздушной цели ракета в 90% случаев не попадает в самолёт, а подрывается на некотором расстоянии от неё. Воздушная цель при этом пролетает сквозь облако поражающих элементов — обычно это стальные шарики, шрапнель. Жуткая подробность: часть поражающих элементов застряла в телах пассажиров и членов экипажа «боинга». На земле были найдены и обломки самой ракеты. Но кто всё-таки стрелял — донецкие ополченцы или снова ПВО Незалежной?
Вели на убой?
«До Донецка "боинг" следовал в установленном коридоре, — сообщил в понедельник генерал-лейтенант Андрей Картаполов, начальник главного оперативного управления Генштаба. — Однако далее он отклонился от маршрута на север на 14 км, экипаж начал маневр возвращения в предписанный коридор, но закончить его не успел.
Что послужило причиной отклонения — ошибка экипажа или выполнение команды украинского диспетчера, — можно будет ответить только после расшифровки бортовых самописцев». Также военные продемонстрировали спутниковые снимки, которые свидетельствовали: злополучный «боинг» мог попасть в зону действия минимум 3 украинских батарей «Бук-М». А ещё к нему зачем-то приближался украинский штурмовик Су-25.
У ряда экспертов тут же возникла жутковатая, но логичная версия. Очень похоже на то, что малайзийский лайнер украинские диспетчеры, действовавшие заодно с командованием ПВО, нарочно подводили к тому месту, откуда по нему могли с гарантией пальнуть из армейских «Буков». То есть вели на убой... Зачем? Чтобы спровоцировать громкий международный скандал, дать повод США во всём обвинить Россию и дожать колеблющихся европейцев, заставив их ввести санкции против Москвы? Или чтобы подставить под удар ополченцев, перехватить военную инициативу и добить очаги сопротивления в Донбассе и на Луганщине?
«Если бы 28 июня боевые действия на востоке Украины не были возобновлены, то и этой трагедии наверняка бы не произошло, — заявил в ночь на понедельник в своём обращении Владимир Путин. — Вместе с тем никто не имеет права использовать эту трагедию для достижения узкокорыстных политических целей. Нужно, чтобы все люди, которые отвечают за ситуацию в регионе, повысили свою ответственность и перед собственным народом, и перед народами тех стран, представители которых стали жертвами этой катастрофы».
Что такое ракетный комплекс «Бук» и мог ли он сбить малайзийский «Боинг», читайте в справке >>>
Мнение эксперта
— В 1996 г. я принимал участие в расследовании авиакатастрофы самолёта Ту-154 под Хабаровском. При падении примерно с такой же высоты, как малайзийский «боинг-777», от 98 человек, находившихся на борту, осталось 600 килограммов биологического материала: люди буквально испарились! И то из чёрных ящиков удалось извлечь всю необходимую информацию. Работали долго — полгода, но причина катастрофы была обнаружена. Надеюсь, и в этот раз мы в конце концов получим объективное международное расследование.
Истина в последней инстанции тут — показания бортовых самописцев. Подделать их в принципе невозможно. На моей памяти не было случая, чтобы за это кто-нибудь взялся, но, если и найдутся такие «смельчаки», это обязательно вскроется при экспертизе. К сожалению, бортовые самописцы работают от электросети лайнера и перестают фиксировать информацию сразу после отключения от неё, то есть в момент катастрофы. Не смогут они ничего рассказать и о приближении ракеты, если таковое имело место, — гражданская авионика для этого не предназначена. Зато о том, изменил ли самолёт курс, кто дал соответствующее распоряжение пилотам, обязательно узнаем. Ведь переговоры командира корабля с диспетчером пишутся на ленты чёрных ящиков в обязательном порядке.