Наталия Белохвостикова: «Главное в моей жизни – семья и дом»

...Детство

– У меня было удивительное детство, – рассказывает Наталия Николаевна. – В Лондоне я прожила пять лет. Родители-дипломаты увезли меня туда из Москвы, когда мне было несколько месяцев. Я росла в совершенно особом мире. Помню, как мы, дети, подглядывали за дипломатическими приемами. Ребенком я видела коронацию нынешней английской королевы Елизаветы. Для меня это было естественно. Я с детства знала, куда можно опоздать на пять-десять минут, а куда вообще нельзя опаздывать, в чем прилично появиться на банкете, а в чем – нет. А еще я усвоила: что бы в твоей душе ни происходило, ты должна улыбаться, держать спину. Я и теперь считаю, что многое должно оставаться за кадром в жизни любого человека. Он должен быть открыт главным образом тем, что он делает...

   
   

...ВГИКовское братство

– Мне посчастливилось попасть во ВГИК на курс Сергея Герасимова, – вспоминает актриса. – Был он очень строгим, требовательным. И бесконечно мудрым. У них с Тамарой Федоровной (Макаровой, легендарной актрисой, женой Герасимова. – Авт.) не было своих детей, и они всех нас опекали, помогали нам во всем. Наш курс называли курсом четырех Наташ – Бондарчук, Аринбасаровой, Гвоздиковой и Белохвостиковой. Я была самой младшей. Во ВГИК поступила в 16 лет, учась в 10-м классе. Одно-курсники относились ко мне трепетно. Мы были семьей. До сих пор внимательно следим за творчеством друг друга.

...Кино

– Меня все время зовут в театр. Однажды я даже начала репетировать антрепризную роль. И почти накануне премьеры сбежала. В кино. Мне там лучше, там моя атмосфера, мой воздух, мой ни с чем не сравнимый мир, где важна любая деталь, где одними глазами можно рассказать целую историю любви. Иногда мне предлагают сниматься в сериалах, но мне это неинтересно. По той же причине не соглашаюсь сниматься в рекламе. Жизнь короткая. Жалко тратить ее впустую.

...Муж

– Если бы не Володя (режиссер Владимир Наумов. – Авт.), я, быть может, уже давно пропала бы как актриса, – признается Белохвостикова. После фильма «У озера» мне предлагали играть только резких, взрывных героинь. Володя же увидел меня совсем иной. А еще благодаря ему я открыла для себя совершенно новый мир: людей, книг, стихов, живописи. Наумов ведь великолепно рисует.

Нашей с ним разницы в возрасте (Владимир Наумович намного старше Наталии Николаевны. – Авт.) я никогда и не чувствовала. И уже не помню времени без Володи. Мне кажется, что он был всегда. Даже когда мы находимся на расстоянии, знаем, что друг с другом происходит. Порой, бывает, подхватываем фразу – начинает один, заканчивает другой. Или сидим, каждый занимается чем-то своим, и вдруг мы начинаем говорить одно и то же. Мы проросли друг в друга за эти годы (Белохвостикова и Наумов вместе более 30 лет. – Авт.). Белой завистью завидую Володиному неуемному темпераменту и интересу к жизни. Он постоянно на бегу. А мне нужно остановиться, подумать. Он все время заставляет меня встряхиваться...

...Семья

– Переездов и путешествий я не люблю, – говорит Наталия Николаевна. – Я вообще думаю, что по недоразумению стала актрисой. Мне дома хорошо. И нигде больше. Энергетическая, эмоциональная наполненность этих метров для меня самое главное.

Когда у меня родилась Наташа (дочь Белохвостиковой и Наумова. – Авт.), все свое время проводила в телефонной будке. Мешками меняла монетки, чтобы только узнать, как там она. И теперь, когда кто-то из домашних где-то задерживается, он обязательно должен позвонить, предупредить, чтобы дома не волновались. А уж когда речь идет о здоровье моих близких, во мне рождается что-то звериное. В такие моменты иду напролом. Потом удивляюсь: неужели это я сделала? Так было, когда Володе стало плохо в самолете (мы должны были лететь на фестиваль во Францию) и я остановила самолет. Так было, когда на реанимобиле я перевозила из больницы в больницу брата. Речь шла об инсульте, и на его спасение оставались считаные часы...

...Сын

С недавних пор в семье Наталии Белохвостиковой и Владимира Наумова хлопот прибавилось: они усыновили малыша. Процесс усыновления четырехлетнего Кирилла у супругов занял целый год.

– Меня Кирилл зовет мама Наташа, а Володю – папа. Моя дочь Наташа для него – сестричка. У них такие нежные отношения – настоящая любовь. Она живет отдельно от нас. Но как только приезжает к нам, Кирю-ша просто прилипает к ней. А с Владимиром Наумовичем что произошло! Он любит мальчишку просто без памяти...

   
   

...Благотворительность

– Если Господь дает возможность хоть кого-то спасти, поддержать, разве можно от этого отказываться?! – считает актриса. – Вот однажды на дачу к маме приполз кот: без шерсти, весь в крови и с пулькой во лбу (наверное, дети поразвлекались). Ветеринары нам сказали: «Забудьте о нем, все равно не спасем». Но я с упорством сумасшедшей стала настаивать: «Врачи вы или кто? А раз врачи – лечите!» И вот уже 10 лет, как Илья Ильич Обломов (так мы его назвали) у нас живет. С таким же остервенением я спасала и свою лошадь (ту самую, с которой снималась в дебютной картине своей дочери «Год лошади – созвездие Скорпиона». – Авт.). После картины конь повторил судьбу своего героя – циркового жеребца Сенатора: оказался никому не нужным. И стал моим.

...Характер

– Глядя на мои роли в кино, многие считают меня какой-то отстраненной, инопланетянкой. Я-то себя воспринимаю совершенно по-другому: тихой, мягкой, пушистой и ужасно смешливой. У меня нет ощущения потерянности. И по прошлому я не ностальгирую. Иду дальше.

Кстати

Наталия Белохвостикова – не только замечательная актриса, но и общественный деятель. Они с Владимиром Наумовым вошли в оргкомитет по подготовке и проведению Года семьи в России. А еще Наталия Николаевна – президент кинофорума «Я и семья», который на днях прошел в Москве. В рамках программы были показаны семейные фильмы из фонда ГУП «Московское кино», а также программы фильмов представителей отечественных и зарубежных кинематографических династий.