И все же самую большую популярность Ирэне Морозовой принесло участие в цыганском сериале «Кармелита», где она сыграла старую мудрую бабушку Рубину.
Успех сериала оказался столь велик, что вскоре было решено снять продолжение – «Кармелита. Цыганская страсть». Недавно оно вышло на экраны.
Имидж – ничто
– Ирэна Борисовна, как случилась ваша встреча с этим сериалом?
– Однажды на моем концерте оказался продюсер второго канала Юрий Михайлович Беленький, я ему понравилась, он подошел и сказал, что планирует снимать сериал о цыганах и хотел бы, чтобы я приняла в нем участие. Я ответила, что с удовольствием, и об этом вскоре забыла. А потом мне позвонили и пригласили на киностудию: «У нас две героини 18-летние, одна 30-летняя, одна 80-летняя». Я хотела было уже отказаться, но мне пообещали, что будут сцены возврата в прошлое. И тогда я сделала пробу с таким гримом, что меня никто не узнавал.
– В «Кармелите» вы выглядите старше, чем в жизни. Вас это не смущает?
– Настоящая актриса не боится загримироваться так, как это нужно для дела, а не для того, чтобы показать, как она молодо выглядит. Играя Рубину, я вспомнила всех достойных стариков, которых знала. Прежде всего – свою бабушку. И наших старых актрис. Они все воплотились в моем образе – кто в одной сцене, кто в другой. И я счастлива, что роль удалась, что образ нашел сочувствие.
От грустного до смешного
– А смешные случаи на съемках были?
– Конечно. Когда в первой части сериала моя героиня умерла, зрители стали писать письма и просить, чтобы ее оживили, и авторы сериала решили пойти им навстречу. Напомню, что Рубина была похоронена в фамильном склепе, и два вора пришли, надеясь его ограбить. Тут-то и выяснилось, что она не умерла, а лишь уснула летаргическим сном. По сценарию, один спустился вниз, к могиле, а другой остался у выхода. Тот, что спустился, так вжился в образ, что, когда отодвинул крышку и увидел выбирающуюся наружу покойницу (то есть меня), всерьез перепугался и бросился бежать наверх. Первый этого не ожидал и не посторонился, в результате они застряли в проходе и никак не могли выбраться из склепа. А на меня напал такой смех! И тут слышу голос режиссера: «Отлично, снято». «Как снято? – недоумеваю я. – Я же хохотала…» – «А нам показалось, что вы рыдали…»
– А что было самым трудным в этой работе?
– В долгоиграющих сериалах вообще работать непросто. Большие силы нужны и высокий профессионализм. Бывает так, что приходишь, тебе дают текст, и еле-еле успеваешь дочитать до последней строчки, а надо же выдавать и правду, и органику… К счастью, я из тех, кто запоминает текст сразу, с первого прочтения, а есть актеры очень талантливые, но текста «не держат». В эпизоде, когда я в состоянии предсмертной агонии общаюсь с умершим, актер, который его играл, забыл текст. Пришлось снимать один дубль, второй… И мне пришлось «умирать» снова и снова. В результате стало плохо с сердцем. К счастью, сразу прибежал другой режиссер и дал мне какую-то таблетку, после которой стало лучше.
Цыганское наследство
– Наверное, после того как вы сыграли Рубину, все вас спрашивают, гадаете ли вы сами.
– Гадаю, но очень редко. У меня тетя была, которая гадала гениально. Я спрашивала, как это получается, но она не могла объяснить. Это какой-то внутренний голос… Ко мне недавно пришла моя соседка и просила погадать: ее сын попал в очень сложную ситуацию, его обвинили в воровстве, он под следствием. Я разложила карты и сказала: завтра его освободят. Все так и было. А себе я не гадаю – не хочу. На все воля Господня.
– Читала, что вас однажды лечила сама Ляля Черная? Как это было?
– Да, как-то на гастролях в Иркутске я простудилась: кашель, ячмень, глаз опух. Как на сцену выйти? Ляля говорит: «Тьфу на тебя. Беру обручальное кольцо из церкви. Вокруг глаза провожу 7 раз. Горячее яйцо – также вокруг глаза 7 раз. Сделай это еще раз на ночь». Утром у меня ничего не было.
– А современные цыгане помнят какие-то старинные рецепты?
– Поскольку мы живем в России, рецепты у нас в основном с русским народом общие. Знаю эффективное народное средство для лечения чирея: свежий капустный лист, смазанный постным маслом, прикладывать как компресс. А моя бабушка носила на шее на цепочке корень валерианы, знала молитвы и заговоры. Как-то раз, я еще совсем маленькая была, у меня заболели зубы. Она заговорила мне их на какую-то ягоду, и с тех пор у меня за всю жизнь ни разу не болели зубы.
По законам гармонии
– Когда я вижу вас в театре, всегда любуюсь и удивляюсь: как вы сохранили такую точеную фигуру?
– Тут все очень просто. Помню, когда мне было под пятьдесят, 20-летние девочки, которые сидели на каких-то диетах, с ужасом наблюдали, как я ем пирожные и орехи да еще заедаю шоколадом. И сейчас я продолжаю есть все, что мне нравится. Но я никогда не объедалась и не напивалась. В детстве занималась спортом, имела третий разряд по гимнастике, всегда много двигалась, танцевала. Спасибо родителям и Господу Богу, что так хорошо меня сделали, так гармонично.
– Ирэна Борисовна, ваши дети и внуки имеют отношение к искусству?
– Дочь хотела стать артисткой, она очень красивая, прекрасно двигалась, но у нее нет музыкального слуха. Я была тогда максималисткой, мне казалось, что актриса должна уметь все, и не разрешила ей заниматься актерством. И она как-то быстро сдалась. А сын в восемь лет написал пьесу на историческую тему, он влюблен в историю России, сейчас кандидат исторических наук, писатель, живописец. И дочь, и сын окончили исторический факультет. Дочь живет в Америке. Раньше я часто туда ездила, а теперь с этой «Кармелитой» не получается, и я редко вижусь с дочерью и внуком. Хорошо, хоть они приезжают иногда. А сын – здесь, у него двое детей. Когда недавно у меня был концерт в ЦДРИ (Центральный дом работников искусств), самый младший мой внук, трехлетний Родион, который впервые со своими родителями «вышел в свет», сразу же… вышел на сцену. Он – моя надежда.
Кстати
Помимо участия в сериале «Кармелита» Ирэна Морозова известна зрителям по ролям в кинофильмах «Хэлп ми», «Я свободен, я ничей», «Предсказание» и в сериале «Обреченная стать звездой».
Смотрите также:
- Владимир Зельдин: «Живу скромно. И стараюсь никому не делать гадостей» →
- Нонна Гришаева: «За весом не слежу: фигура мне дана от природы» →
- Тамара Семина: «Я все время в движении» →