Режим дня будущего первоклассника. Как помочь ребенку привыкнуть к школе?

© / Владимир Федоренко / РИА Новости

Научить свое чадо читать, писать и выполнять простые арифметические действия – еще не самое главное, важно не забывать о физическом и психическом здоровье будущего школьника.

   
   

Трудности школьного роста

Дети по-разному привыкают к школе. Самыми сложными бывают первые 2–3 недели, а для кого-то адаптационный период растянется на месяц-два. В этот период первоклассники в два раза чаще страдают вирусными заболеваниями, чем старшеклассники. Большинство «первачков» к концу первой четверти худеют, у некоторых могут замедлиться рост и развитие. Из-за переутомления у кого-то из детей артериальное давление повышается, а у кого-то – снижается (но, конечно, все в пределах нормы). Не стоит удивляться, если первоклассник начнет часто жаловаться на головную боль, усталость, плохой сон, снижение аппетита и другие недомогания – все это случается с первоклассниками довольно часто из-за напряжения нервной системы, других систем и органов, но со временем проходит. Учеба – это, по сути, первая сознательная трудовая деятельность, которая требует от ребенка внимания, прилежания, упорства, умения завершить начатое дело.

Готовь чадо летом…

Укреплять здоровье и выносливость детей необходимо заранее, желательно не менее чем за год до поступления в школу, но и сейчас, весной, начать не поздно. Тем более что лето, которое еще только предстоит, – отличное время для закаливания и гимнастики на свежем воздухе.

Чтобы помочь ребенку справиться с повышенными умственными и физическими нагрузками, которые ждут его в школе, и по возможности облегчить его адаптацию, родителям будущих первоклассников надо помнить три важных момента:

Режим дня ребенка должен быть максимально приближен к школьному.

   
   

Особенность современных детей – быстрая утомляемость. Поэтому ребенок должен уже сейчас обязательно соблюдать такой режим дня, который у него будет, когда он пойдет в школу. Если ваш сын или дочь посещают детский сад, тогда будет проще. Если же ребенок домашний, то придется постепенно приучать его к школьному распорядку дня.

Сбалансированное питание: обязательно горячий завтрак, фрукты, овощи в течение дня. В состоянии стресса (а первые месяцы учебы будут настоящим стрессом для вчерашнего детсадовца) организм в большей степени подвержен инфекции, поэтому правильное питание снизит риск заболеть.

Укрепление иммунитета. Если у родителей будущего первоклассника есть опасения, что ребенок будет часто болеть, лучше заранее проконсультироваться с участковым педиатром или с аллергологом-иммунологом, который поможет квалифицированным врачебным советом, а в случае необходимости порекомендует препараты, укрепляющие иммунную систему. Если у ребенка есть какое-либо серьезное хроническое заболевание, то противорецидивные препараты он должен начать принимать до того момента, как сядет за парту. Все препараты для укрепления здоровья ребенка с хроническим заболеванием необходимо начинать принимать с первого учебного дня, рекомендуют врачи.

Важно

Будущие школьники обязательно должны проходить диспансеризацию.

  • Лор-врач может выявить аденоидные разрастания (их лучше удалить), хронический тонзиллит (необходимо будет провести его тщательное лечение), снижение слуха (установить причину и устранить ее). При неполном восстановлении слуха следует предупредить об этом учителя, чтобы ребенка посадили поближе.
  • Окулист проверит остроту зрения. Если окажется, что ребенку нужны очки, приобрести их следует заранее, чтобы до начала учебы он успел к ним привыкнуть.
  • Стоматолог удалит и вылечит больные зубы, являющиеся очагом хронической инфекции.
  • Невропатолог выявит повышенную нервность ребенка, нарушение в произнесении слов, заикание.
  • Дефекты речи, если их вовремя не исправить, в дальнейшем отрицательно сказываются на контактах ученика с учителем и одноклассниками, у него могут сформироваться комплексы, часто это ведет к замкнутости ребенка, порой мешает ему хорошо учиться. Исправлять дефекты речи придется вместе с логопедом.
  • Ортопед обратит внимание на начальные формы отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, плоско­стопие, нарушение осанки). Их можно будет исправить с помощью лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии. Без систематического лечения и специальных упражнений устранить нарушения опорно-двигательного аппарата невозможно.

Очень важно уделить внимание профилактике плоскостопия. Для этого необходима просторная обувь, обеспечивающая свободу движения пальцев, твердые задники, фиксирующие заднюю часть стопы, эластичные нетвердые подошвы, не препятствующие сгибанию стопы при ходьбе, запрет на ежедневное ношение кедов, чешек (эта обувь предназначена только для физкультурных занятий). Детям полезно ходить босиком по неровной поверхности, по траве, песку или мелким камням, перекатывать ногами шарик, собирать пальцами ног разбросанные по полу карандаши.

Отнеситесь очень серьезно ко всем назначениям и рекомендациям врачей. От тщательного и полного их выполнения будут зависеть здоровье первоклассника, его работоспособность и в конечном итоге – успехи в учебе.

Режим дня будущего первоклассника

  • 7.00 Подъем, утренняя гимнастика, водные процедуры, подготовка к завтраку.
  • 8.00 Завтрак.
  • 9.00 Занятия по подготовке к школе. Целесообразно проводить два занятия по 25–30 минут с перерывом между ними в полчаса.

Если у ребенка слабая мускулатура корпуса с признаками сутулости, сидение за рабочим столом необходимо часто прерывать и 4–6 раз выполнять выпрямление туловища с вытягиванием и напряженным выгибанием спины сидя. Полезен отдых, лежа на животе.

  • 10.30 Прогулка, подвижные игры на свежем воздухе.
  • 12.30 Обед.
  • 13.30 Дневной сон
  • 15.00 Свободное время, игры, затем полдник
  • 17.00 Прогулка
  • 18.30 Ужин
  • 19.30 Свободное время, игры
  • 20.30 Подготовка ко сну
  • 21.00 Сон

Подъем можно устроить на полчаса позже – в 7.30. Соответственно изменится время и всех прочих занятий. Соблюдение режима дня поможет ребенку стать более организованным и поможет воспитать у него чувство времени.