Эксперт: Верховная Рада поставила под угрозу весь процесс переговоров

Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко (справа) на заседании Верховной рады Украины. © / РИА Новости

Вчера ряд принятых Верховной Радой Украины решений о дальнейшей судьбе Донбасса поставил под угрозу ранее достигнутые минские договорённости. Согласно документу, особый статус могут получить только те населённые пункты, которые находятся на линии соприкосновения, а не все территории, подконтрольные самопровозглашённым ДНР и ЛНР. Кроме того, были внесены поправки, определяющие условия проведения на Донбассе местных выборов, не согласованные с самопровозглашёнными республиками. Также Рада одобрила обращение к ООН и ЕС с просьбой ввести миротворцев, что не предусмотрено минскими договорённостями. В ДНР и ЛНР принятый украинской властью закон о статусе Донбасса уже назвали «позорными решениями». АиФ.ru попросил директора украинского филиала Института стран СНГ Дениса Денисова прокомментировать сложившуюся ситуацию.

   
   

Наталья Кожина, АиФ.ru: Денис Олегович, как вы оцениваете новый закон о статусе Донбасса, не является ли он прямым нарушением минских договорённостей?

Денис Денисов: Есть принципиальное непонимание сути проблемы: принятием такого документа Верховная Рада фактически поставила под угрозу весь процесс переговоров и мирного урегулирования. Как мы знаем, в минских соглашениях достаточно чётко, по пунктам, алгоритмично была расписана реализация мирного плана. В этом контексте принимать документ, в котором чёрным по белому говорится, что основные позиции данного закона будут приняты только после выборов, которые состоятся на территориях ДНР и ЛНР, мягко выражаясь, некорректно. Можно сказать и гораздо жёстче: это фактическое нарушение этих соглашений, которое ведёт исключительно к эскалации конфликта на востоке страны. По сути, подобное решение говорит о том, что либо представители Верховной Рады совершенно не понимают сущности того, что происходит сейчас на востоке Украины, либо это целенаправленные действия, цель которых — эскалация конфликта.

Несмотря на то, что этот закон не обещает для Донбасса ничего хорошего, ряд политиков, в частности Олег Ляшко и Юлия Тимошенко громко заявляли, что не хотят говорить ни о каком особом статусе. Документ должны были обсуждать утром, но затем перенесли заседание на вечер. Можно ли говорить о некоем расколе в Раде?

Нет, конечно. О каком расколе можно говорить, если большинство голосов (260 голосов) проголосовали за этот документ. Надо просто понимать конъюнктуру украинского политического ландшафта, в которой некоторые политики пытаются играть роль сверхрадикалов. Для них всегда будет важно занимать подобную позицию, так как их электорат ориентируется на несколько более жёсткие рамки и решения. Вот если бы не проголосовали за этот закон, тогда можно было бы говорить о том, что в коалиции происходит что-то неладное.

Гарантами обеспечения минских договорённостей, кроме России, являются Германия и Франция, можно ли надеяться, что они повлияют на украинскую сторону?

Очень бы хотелось, чтобы у наших европейских и американских партнёров была политическая воля, чтобы они хотя бы попытались вернуть в конструктивное русло тот переговорный процесс, который идёт сейчас между Киевом и представителями ДНР и ЛНР. Такой шаг, как принятие документа об особом статусе Донбаса Верховной Радой, был инициирован президентом Украины и те последствия, которые он несёт — просчитывались. Думаю, что для европейских партнёров не секрет, что этот документ идёт вразрез с ранее достигнутыми соглашениями.

   
   

Рада одобрила обращение к ООН и ЕС с просьбой ввести миротворцев, может ли это изменить ситуацию?

Здесь нет однозначного ответа, думаю, что если стороны будут соблюдать соглашения в рамках Минского протокола, тогда не надо будет никаких миротворцев. Другое дело, что если конфликт разгорится с новой силой, а к этому есть все предпосылки, особенно сейчас, то подобное действие может быть одним из ключевых для того, чтобы попытаться восстановить мир на востоке Украины.