В понедельник, 16 марта, президент РФ Владимир Путин в рамках внезапной проверки распорядился привести в полную боевую готовность Северный флот, отдельные соединения ВДВ и Западного военного округа (ЗВО). Учения призваны оценить способность вооружённых сил обеспечить военную безопасность России в Арктике.
Смотрите в инфографике АиФ.ru, какие государства претендуют на свою долю в «арктическом пироге».
В XXI веке геополитическая напряжённость в Арктике значительно возросла. Сразу несколько государств готовы в том числе и военными методами отстаивать свои интересы в этом стратегически важном регионе. Значительно увеличить своё влияние в Арктике, трактуя в свою пользу юридически не определённый статус национальных границ, эти страны хотят по двум причинам:
Ресурсы
Нефтяные и газовые месторождения во многих регионах мира находятся в фазе истощения. Арктика же, напротив, остаётся одним из немногих районов планеты, где энергетические компании почти не вели активную добычу. Это связано с тяжёлыми климатическими условиями, которые затрудняли извлечение ресурсов. В Арктике между тем сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. По оценке геологической службы США, в регионе залегают 90 млрд баррелей нефти, 47,3 трлн куб. м газа и 44 млрд баррелей газового конденсата. Контроль над этими запасами позволит арктическим государствам в будущем обеспечить высокие показатели темпов роста национальных экономик.
В материковой части Арктики располагаются богатые запасы золота, алмазов, ртути, вольфрама и редкоземельных металлов, без которых невозможны технологии пятого и шестого технологического уклада.
Новые транспортные пути
Таяние льдов в Арктике через 50 лет приведёт к появлению новых маршрутов, соединяющих Тихий и Атлантический океаны. Изменение климата позволит использовать эти пути для судоходства круглогодично. В результате важность Суэцкого и Панамского каналов в системе морских перевозок значительно снизится.
Кто претендует на Арктику?
Северный полюс и прилегающая к нему часть Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной из стран. В настоящее время исключительные экономические зоны, которые простираются на 200 морских миль (350 км) от территориальных вод, имеют следующие государства:
- Россия;
- Канада;
- Норвегия;
- Дания;
- США.
Наиболее острые споры между этими государствами идут за обладание четырьмя акваториями:
Подводные хребты Ломоносова и Менделеева (Россия-Дания)
У России и Дании имеются разногласия относительно принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева, протяжённостью около 1,2 миллиона квадратных километров. На их шельфе имеются крупные месторождения нефти и газа.
Россия считает, что подводные хребты являются непосредственным продолжением континента, а значит, принадлежат РФ. В 2002 году Комиссия ООН не отвергла, но и не удовлетворила заявку Москвы, порекомендовав провести дополнительные исследования.
C 2004 года Дания также активизировала исследования дна Северного Ледовитого океана и северной Атлантики. Одной из целей является доказательство того, что хребет Ломоносова является продолжением Гренландии, которая принадлежит Дании.
Область в Баренцевом море (Россия-Норвегия)
Спор Норвегии и России относительно границы между ними в Баренцевом море существует с 1970 года. Суть его сводится к тому, что СССР (а позднее и РФ) проводит границу вдоль побережья острова Шпицберген, Норвегия же полагает, что граница должна находиться равноудалёно от Шпицбергена с одной стороны и Земли Франца-Иосифа и архипелага Новая Земля с другой. В 2000-х годах в этой акватории были обнаружены богатые запасы нефти и газа.
Остров Ханса (Дания-Канада)
Дания и Канада оспаривают принадлежность острова Ханса (Туркупалук), расположенного во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Остров представляет собой трёхкилометровую полосу необитаемых обледенелых скал. Сам по себе он ценности не имеет, но государство, которое сумеет заполучить его в собственность, получит контроль и над стратегически важным Северо-Западным проходом. Прежде этот затянутый льдами пролив мало кого интересовал, но глобальное потепление сделает его судоходным в летние месяцы уже через пару десятков лет. Таким образом, Северо-Западный проход на несколько суток сократит маршруты между континентами, а государство, которое получит этот пролив в собственность, сможет зарабатывать дополнительные миллиарды долларов в год.
Морская граница в море Бофорта (Канада-США)
О том, где в море Бофорта должна проходить морская граница между Канадой и США, страны спорят уже около 30 лет. В 1985 году Оттава приняла решение о придании Северо-Западному проходу (в том числе морю Бофорта) статуса внутренних вод, которое не признал Вашингтон. По утверждениям метеорологов, по мере развития процесса глобального потепления путь вокруг Гренландии — через моря Баффина и Бофорта — может стать альтернативой тихоокеанским маршрутам.