Столица независимого кино. «Сандэнс» отметил лучшие авторские фильмы

Кадр из фильма «Фрутвэйл» («Фруктовый сад»)
Кстати
Кинофестиваль «Сандэнс» проводится под эгидой Кинематографического института Сандэнс, основанного актёром Робертом Редфордом в 1981 году с целью создания благоприятных для развития независимого кино условий. Институт и фестиваль названы в честь персонажа фильма «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид», главные роли в котором исполнили Редфорд и ныне покойный Пол Ньюман.

Кинофестиваль, ставший своего рода флагманом авторского кинематографа последних лет, традиционно проводится в Парк-Сити, Юта, в конце января и старается вместить в себя все достойные внимания фильмы, по той или иной – зачастую финансовой – причине не успевшие засветиться на громких премиях и наградах. Впрочем, с развитием карьеры бывшие призёры «Сандэнса» регулярно становятся звёздами первой величины и попадают в элиту кинематографа. Так, в 1985 году за фильм «Просто кровь» награду в номинации «Лучший драматический фильм» получили братья Коэны, а «Добро пожаловать в кукольный дом» Тодда Солондза, прежде чем получить награду в Берлине, заявил о себе на «Сандэнсе» в 1996 году.

   
   

В этом году приз национального жюри в номинации «Лучший драматический фильм» ушёл к социальной драме Райана Куглера «Фрутвэйл» («Фруктовый сад»), снятой по мотивам громкой истории убийства 22-летнего афроамериканца утром 1 января 2009 года. Тогда отряд полиции прибыл на станцию метро в Окленде после сообщения о драке. Одному из стражей закона показалось, что лежащий на полу Оскар Грант потянулся в карман за оружием, после чего полицеский перепутал электрошокер с пистолетом и выстрелил подозреваемому в спину. Суд по тому делу вызвал громкий общественный резонанс – когда присяжные признали полицейского виновным в непредумышленном убийстве, по Окленду прокатилась волна массовых беспорядков.

Режиссёр фильма «Фрутвэйл» («Фруктовый сад») Райан Куглер на церемонии вручения премии. Фото с официального сайта фестиваля «Сандэнс»

«Фрутвэйл», получивший также приз зрительских симпатий, стал преемником фильма «Звери дикого Юга», позже в Каннах обеспечившего Бену Зайтлину приз за лучший режиссёрский дебют. В той картине рассказывается о девочке, которую суровый отец готовит к нелёгкой жизни в неспокойной африканской общине. Также на фоне победы «Операции „Арго“» Бена Афлека на церемонии вручения «Золотого глобуса» «Фрутвэйл» подчёркивает намечающийся в последние годы сдвиг вкусов академиков в сторону тенденциозного кино, в котором в эпоху экономической рецессии и смещения акцентов на Ближнем востоке всё чаще отмечаются фильмы, основные конфликты которых разгораются между героем и обезличенной системой – будь то непогода, американская полиция или иранская.

Международное жюри назвало лучшим драматическим фильмом дебютное полотно южнокорейского режиссёра Мьюла О. Jiseul, в котором автор, используя чёрно-белое изображение, попытался перенести зрителя в контекст небольшой деревни середины века. Награду за лучший документальный фильм меджународная комиссия присудила снятой в Камбодже картине «Река меняет курс», рассказывающей о жизни трёх семей, живущих на отшибе цивилизации.

Национальное же жюри лучшим документальным фильмом назвало историю об американских волонтёрах, работающих с индийскими общинами. Этот сюжет был показан в картине Стива Хувера «Кровный брат». С мнением института «Сандэнс» согласилась и аудитория фестиваля, благодаря которой «Кровный брат» получил также приз зрительских симпатий в номинации «Документального кино». Лучшим документальным фильмом международной программы, по версии зрителей, стал «Квадрат», снятый Джехэн Нуджейм в Египте.

Также на фестивале призом зрительских симпатий в международной программе драматического кино был отмечен фильм «Метро Манила» Шона Эллиса, шесть лет назад за картину «Возврат» получившего приз Международной конфедерации художественного кино на фестивале в Сан-Себастьяне. «Метро Манила» рассказывает о переезде филиппинской семьи из провинции в столицу и о том, что человеку не дано знать, какой окажется новая жизнь.

   
   
«Метро Манила» режиссёра Шона Эллиса

На тему нового этапа жизни в фильме «Это Мартин Боннер» рассуждает и Чад Хэртиган, поставивший картину по собственному сценарию. По сюжету, пожилой Мартин Боннер переезжает на новое место работы в «крупнейший маленький городок в мире» Рино, где, работая надзирателем, пытается найти ответы на преследующие его в ходе жизни вопросы. «Это Мартин Боннер» получил приз зрительских симпатий в категории «Best of NEXT».

Джилл Солоуэй, поставивший «Полуденную негу» о кризисе среднего возраста в обстановке творческой богемы Лос-Анджелеса, получил приз за лучшую режиссуру драматического фильма, тогда как лучшим постановщиком документального фильма был признан Закари Хайнцерлинг за картину «Очаровашка и боксёр».

Кадр из фильма «Кристал Фэйри» режиссёра Себастьяна Силвы

В рамках международной программы также была отмечена работа чилийца Себастьяна Силвы, снявшего комедию об отношениях между уроженкой Сантьяго и американцем «Кристал Фэйри», а также Тинатин Гурчиани и его документальный фильм «Машина, что заставляет всё исчезать». Среди сценаристов наград удостоились Лэйк Белл, поставивший фильм «В мире» и сыгравший у нём главную роль, а также Бармак Акрам за картину «Wajma: история любви в Афганистане».

Также целый ряд картин был отмечен специальными призами. Так, документальный фильм «Pussy Riot: панк-молебен» получил особый приз за «Дух панка». Майлз Теллер и Шэйлин Вудли за свою игру в подростковом драмеди «Захватывающее время» отхватили спецнаграды как лучшие актёры, а восточноевропейская драма «По кругу» Срджана Голубовича – как лучший драматический фильм международной программы. Специальная награда имени Альфреда Слоуна как лучшая картина о науке досталась «Компьютерным шахматам» Эндрю Буйяльски.

Кадр из фильма «Город звука» режиссёра Дэйва Грола

На «Сандэнсе» также впервые был показан документальный фильм «Город звука», в котором гитарист Nirvana и Foo Fighters Дэйв Грол рассказал о трудовых буднях и быте знаменитой студии Sound City. Ещё одной яркой премьерой стала картина «Убей своих любимых», где Дэниэл Рэдклифф в образе Аллена Гинзберга совместно с Уильямом Бэрроузом и Джеком Керуаком ведёт расследование убийства.

Благосклонность критиков также заслужила лента «Страсти Дон Жуана» по сценарию восходящей звезды Джозефа Гордона-Левитта. Большого будущего ожидают также от фильма «Дорога, дорога домой», поставленная сценаристом фильма «Потомки» Натом Факсоном и звездой сериала «Сообщество» Джимом Рэшем. В трогательной комедии о семейном расставании и воссоединении блеснули такие актёры, как Стив Карелл, Сэм Рокуэлл, Аманда Пит и другие.

Кадр из фильма «Дорога, дорога домой» Ната Факсона и Джима Рэша

Всего же на фестивале были представлены 119 полнометражных картин из 32 стран, а также 65 короткометражек. Участники фестиваля были отобраны из 12 с лишним тысяч фильмов, снятых в 2012 году. Для 103 картин показ на «Сандэнсе» стал мировой премьерой.

Смотрите также: