«Жизнь прекрасна!» Музыкальный экскурс в историю страны

Фото: Театр мюзикла

Ревю «Жизнь прекрасна!» представляет собой некий пример естественного отбора в области популярной музыки: по проверенным временем песням, шлягерам из кинофильмов и мюзиклов, танцевальным и рок-хитам, вошедшим в спектакль, можно было бы написать учебник об эволюции эстрады. Сам Михаил Швыдкой не устает подчеркивать, что этот сборник мелодий и ритмов (в том числе и зарубежных) ни в коем случае не является очередными «старыми песнями о главном», потому что странно было бы услышать, например, в филармонии объявление: «Прослушайте, пожалуйста, старую симфонию Чайковского». Так и с номерами спектакля «Жизнь прекрасна!»: здесь представлена музыка живая, часто исполняющаяся, можно сказать, бессмертная. Поэтому говорить о содержании ревю бессмысленно: можно спорить об отборе, но никак не о качестве материала. Тем более что аранжированные под большой оркестр Театра мюзикла разножанровые шедевры звучат объемно и свежо.

   
   
Фото: Театр мюзикла

Условно весь спектакль можно поделить на несколько блоков: Дунаевский и советский кинопром начала XX века, песни военных лет, шлягеры из трофейных фильмов, танцплощадка с диско, твистом и рок-н-роллом, фрагменты мировых мюзиклов и постановок самого Театра мюзикла. Отдельно стоит выделить удивительно точные в своей интонации связки между ними, которые осуществляет лично Швыдкой. Каждый из блоков он предваряет небольшим экскурсом в «историю вопроса», в котором рассказывает о том, каким образом в СССР стало возможным появление той или иной музыки, как в нашу музыкальную культуру проникли джазовые мотивы и сколько пришлось извести рентгеновской пленки, чтобы слава «битлов» дошла от Москвы до самых до окраин. Особенно подкупает то, что в своих «лирических отступлениях», полных остроумия и житейской мудрости, Швыдкой не замалчивает самые страшные страницы истории страны (например, репрессии), но после его слов ты как-то особенно остро осознаешь, что жизнь действительно прекрасна, несмотря ни на что.

Фото: Театр мюзикла

Над оформлением спектакля работал человек, более четырех десятков лет являющийся главным художником питерского БДТ, настоящая театральная легенда, некогда соавтор самого Товстоногова Эдуард Кочергин. Он взял на себя и свет, и сценографию. Он придумал максимально простое и в то же время функциональное решение: два занавеса из нескольких широких полос ткани, которые могут подниматься и опускаться в зависимости от задач постановщика (режиссером спектакля выступила работавшая над «Принцессой цирка» — безусловным хитом Театра мюзикла последних трех лет — арт-директор театра Марина Швыдкая). И это дало бесконечный простор для фантазии в том числе и хореографа Ирины Филипповой, и художника по костюмам Гали Солодовниковой. В результате работы этой команды получился немного ностальгический, но очень жизнеутверждающий рисунок со всевозможными отсылками и щемящими образами: вот то ли весенний лес из кинофильма «Большой вальс», то ли колонный зал для венского бала, вот парни в серых костюмах исполняют Yesterday на фоне Покровского собора, а вот шагаловские влюбленные взмывают в небеса над машущими им на прощание жителями еврейского местечка.

Фото: Театр мюзикла

На поверку «Жизнь прекрасна!» оказывается глубже и значительнее любого концерта в жанре «лучшее, любимое, только для вас» и сильнее по воздействию, чем, возможно, задумывалось самими создателями. «Вы уйдете отсюда счастливыми!» — говорится в рекламном ролике. О счастье утверждать ничего не буду, но более человечными, умиротворенными и уверенными, что все будет хорошо, — без сомнения. И еще: в пресс-релизе сказано, что постановка «Жизнь прекрасна!» собрала песни, которые хочется слушать и которые хочется петь. Скажу больше: с этими песнями хочется думать и — как результат — понимать про эту самую жизнь чуть-чуть больше.

Фото: Театр мюзикла

«Жизнь прекрасна!» идет до 14 октября и с 17 ноября по 5 декабря 2018 г. в Московском театре мюзикла на Пушкинской площади.

Смотрите также: