Гагарина: полёт нормальный

Европейцы и австрийцы в частности показали, что, несмотря на политические разногласия, их с нами, россиянами, по-прежнему многое связывает и объединяет. Пусть даже такое несерьёзное, на первый взгляд, телевизионное шоу, как конкурс современной песни.

   
   

Признаюсь, что после просмотра полуфиналов я угадал тройку финалистов. Места распределились в результате так, как я и прогнозировал.Швед Монс Зельмерлёв, объективно говоря, заслужил своё первое место. И его песня «Герои» (Heroes), и номер, который был сделан на неё, — были явно ярче и круче, чем у всех остальных. Поэтому и такой большой разрыв в количестве баллов между первым и вторым местом. Напомню, кстати, как проголосовали телезрители и члены жюри (голоса тех и других суммируются). По мнению зрителей, на первом месте должно было быть итальянское трио (ставшее в результате третьим) Il Volo («Полёт»), на второе, по их мнению, претендовала Полина Гагарина, Швеция — на третье. Но жюри расставило исполнителей согласно своей профессиональной логике. Швеция от судей получила 353 балла, Латвия — 249, Россия — 234. Даже несмотря на то, что Литва и Сан-Марино не дали Полине Гагариной ни одного балла, все сошлись во мнении, что нынешний конкурс был наименее политизированным.

Building Bridges (наводим мосты) — таков был главный лозунг и посыл 60-го юбилейного «Евровидения». Австрия 48 раз участвовала в этом песенном состязании, как правило, крайне неудачно (8 раз финишировала последней) и лишь дважды становилась хозяйкой конкурса. Поэтому австрийцы, принимая у себя «Евровидение», конечно, очень старались не ударить в грязь лицом. И эти гостеприимные усилия нельзя было не заменить. Единственное, что омрачало впечатление, так это погода. Почти все дни, в течение которых шёл конкурс, в Вене лил дождь. Но, несмотря на пасмурное небо, атмосфера внутри была очень солнечной и крайне дружелюбной. Европейские журналисты Полину Гагарину на первых пресс-конференциях попытались втянуть в дискуссии на политические темы, но она стойко держала оборону, утверждая, что, как водится у блондинок, ничего не понимает в политике. В конце концов обаяние нашей певицы, как мне кажется, растопило последние осколки льда недопонимания между Россией и Европой. Под конец даже самые скептичные и циничные журналисты стали писать о Гагариной как об одной из главных претенденток на корону «Евровидения».

Австрийская толерантность

Кстати, пресловутая австрийская толерантность коснулась даже пешеходных светофоров — вместо силуэтов одиноких человечков высвечивались сразу две фигурки, между которыми появилось ещё и сердечко. Сделано это было в первую очередь для того, чтобы подчеркнуть лояльное отношение австрийского общества к представителям секс-меньшинств, которые слетаются на «Евровидение», словно пчёлы на нектар. 

В дни конкурса в Вене часто можно было наткнуться на изображение прошлогоднего победителя конкурса австрийца Томаса Нойвирта, скрывающегося за сценическим женским образом и именем Кончита Вурст. Кончита была на «евровидийных» афишах и сувенирной продукции, смотрела на вас с уличной рекламы известного банка, мелькала на экранах в метро. Когда я обнаружил резиновую игрушечную уточку с лицом Кончиты, я подумал: «Ну это уже перебор!» «Да, с показной толерантностью в отношении гомосексуалистов и обилием рекламы с Кончитой Вурст мы, конечно, явно переборщили», — согласился со мной австрийский коллега. Но объяснил, что Австрия таким образом благодарит Томаса Нойвирта за пиар, который он (или она в образе Кончиты) устроили стране, победив в прошлом году. «Австрия — очень туристическая страна. И «Евровидение» — ещё одна возможность неплохо заработать», — признался мне представитель австрийской туриндустрии. Местные СМИ утверждают, что на организацию страна потратила 25 млн евро, а по прикидкам, конкурс должен принести казне (ещё не подсчитаны все заработанные деньги) 42 млн.

Учитывая небольшую вместимость зала Штадтхалле, где проходило «Евровидение», билеты, поступившие в продажу, разлетелись за 20 минут (при цене от 14 до 390 евро). Когда я рассказал знакомым венцам, что мне достался билет на финал за 220 евро на галёрку, они искренне завидовали и говорили, что я счастливчик, ибо у перекупщиков билеты по такому номиналу можно было купить за несколько тысяч евро. 

Все страны в гости к ним

В этом году в «Евровидении» впервые в истории участвовала Австралия. Сделано это было в виде исключения в честь 60-летия и ввиду того, что в этой стране конкурс невероятно популярен. Представитель страны Гай Себастиан с песней Tonight again также был одним из фаворитов нынешнего песенного евро-ристалища. И букмекеры в какой-то момент всерьёз прочили ему первое место (правда, в этом случае следующий конкурс должен был пройти в Германии, так как Австралия не является членом Европейского вещательного союза, который, собственно, и проводит «Евровидение»). Австралийские фанаты с большим воодушевлением, граничившим с умопомешательством, участвовали во всех мероприятиях «евросонга». Во время финала в холле Шдатхалле их сразу было заметно — они обрядились в причудливые наряды, веселились и болели, пожалуй, громче всех.

   
   

Наверно, мне, как журналисту, повезло больше, чем простым поклонникам «Евровидения». Находясь в журналистском пуле (около 100 человек из разных стран) по приглашению Австрийского представительства по туризму в Москве, мне удалось не только познакомиться с лучшими местами Вены, но даже и поучаствовать в квесте, чтобы добыть билеты на финал. О том, как это было, читайте в следующем материале.