Бронислава Нижинская родилась 8 января 1891 года. АиФ.ru вспоминает непростой путь балерины на большую сцену.
У многих из нас балет ассоциируется с образами хрупких танцовщиц. Бронислава Нижинская опровергала этот стереотип. Она никогда не отличалась хрупкостью, скорее наоборот — производила впечатление физически сильной девушки, совсем не женственной. Но судьба с малых лет определила ее призвание. И хотя долгое время Бронислава оставалась в тени своего великого брата Вацлава, Нижинская сумела оставить след в искусстве, исполнив множество ярких партий и создав около 60 балетов.
Первые шаги на сцене
Родители будущей танцовщицы Томаш Нижинский и Элеонора Береда познакомились в Одессе. За плечами обоих была балетная школа в Варшаве и работа в различных труппах. После свадьбы молодоженов ждала настоящая кочевая жизнь. В поисках заработка они ездили из города в город. Первенец Нижинских — Стасик —появился в Тифлисе. Второй сын — легендарный танцор Вацлав Нижинский — в Киеве. Известие о третьей беременности стало для семьи полной неожиданностью. Соглашаясь родить, Элеонора ставила под вопрос продолжение собственной карьеры и выполнение уже подписанных контрактов. Женщина решила, что до последнего будет тщательно скрывать беременность от окружающих и продолжит выходить на сцену. 8 января 1891 исполняя вместе с мужем танцы в опере Глинки «Жизнь за царя», Элеонора почувствовала нестерпимую боль. Артистка так и не дотанцевала мазурку и краковяк — ее унесли за кулисы, где на свет появилась первая девочка четы Нижинских — Бронислава.
Даже с тремя детьми на руках танцовщики долгое время не могли отказаться от постоянных разъездов. Однако, когда они наконец-то решили обосноваться в Санкт-Петербурге, отец семейства внезапно бросил жену и исчез. Средств к существованию у женщины не было. Она должна была поставить на ноги троих детей, старший из которых с рождения был душевнобольным. Вацлава и Брониславу Элеонора отдала в балетное отделение Петербургского театрального училища. Там брата с сестрой, к облегчению матери, взяли на полный пансион.
Вслед за братом
После окончания училища Нижинских приняли в кордебалет Мариинского театра. На дворе стоял 1908 год. Карьера Вацлава на сцене Мариинки развивалась стремительно, но, к сожалению, так же стремительно она и закончилась. В 1911 году его уволили из театра по требованию императорской семьи. Причиной стало выступление Нижинского в балете «Жизель» в облегающем костюме. Императрица сочла наряд неприличным. Это был колоссальный скандал, после которого театр потерял сразу двух выдающихся танцовщиков: сестра, не задумываясь, ушла вслед за братом. Благо, во время работы в Мариинке Нижинские активно выступали в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. После своего совместного увольнения они поехали в Европу, в которой их ждали и любили.
Конечно, пока Вацлав был жив, Бронислава находилась в тени славы своего талантливого брата. Однако сама она при этом была не менее талантливой танцовщицей. Легендарный Михаил Фокин, глядя на абсолютно не женский прыжок балерины, начал придумывать для нее партию бабочки в «Карнавале». Но хореограф не успел осуществить задуманное — Нижинская перехватила инициативу и сама создала все движения. Ее уличная танцовщица в «Петрушке» имела огромный успех и буквально покорила Игоря Стравинского, написавшего этот балет. По-особенному талант Брониславы оценил и Федор Шаляпин. Их недолгий роман начался с небольшого комплимента певца. Однако по настоянию брата и Дягилева девушка прервала эту связь, хотя и продолжала втайне любить Шаляпина. Даже когда вышла замуж за танцовщика и хореографа Александра Кочетовского.
Читайте также: Федор Шаляпин: малоизвестные факты и вехи творчества
Вацлав не меньше других восхищался талантом сестры, она не раз помогала ему осуществить самые смелые постановки, ведь Нижинский был большим экспериментатором. Именно для любимой Брони он поставил партию бесноватой в «Весне священной». Кто кроме нее мог выдержать такую колоссальную нагрузку? Однако, когда воодушевленный брат рассказал сестре о своей задумке, танцовщица заявила, что беременна и не будет исполнять такой сложный номер. Вацлав пришел в бешенство, обвинил балерину в предательстве. Но к действительности эти обидные слова не имели никакого отношения. Всю свою жизнь Бронислава не просто на словах, но и на деле доказывала любовь и безграничную преданность брату. Так же, как она когда-то ушла из Мариинки, Нижинская оставила труппу Дягилева после ссоры Вацлава с организатором «Русских сезонов».
Одна
В 1913 году Бронислава ушла из «Русских сезонов» в никуда, хотя Дягилев умолял ее остаться. Балерина открыла в Киеве «Школу движения», где собиралась взращивать юных танцовщиков для балетов своего гениального брата. В тот момент она не подозревала, что ее любимец так же, как и старший брат Стасик, закончит свои дни в клинике для душевнобольных.
Оставшись без работы, Вацлав отверг предложение возглавить «Гранд Опера» в Париже и принял решение создать собственную антрепризу. Естественно, в новом проекте участвовала и Бронислава. Однако гастроли труппы не принесли ни денег, ни славы. Это глубоко потрясло Нижинского. Когда сестра и брат снова встретились в Вене в 1921 году, Вацлав уже никого не узнавал.
В этот момент в жизни балерины вновь появился Дягилев. Он предложил ей заманчивую должность главного хореографа. Три года Бронислава не только ставила номера, но и сама активно танцевала. В этот период на свет появились балеты «Лиса» и «Свадебка» на музыку Стравинского, «Искушение пастушки», «Лани», «Голубой экспресс». Артистка старалась воплотить в своих работах идеи Вацлава, которому пришлось оставить сцену из-за болезни.
Бронислава не вписывалась в труппу Дягилева. Он считал, что артист обязательно должен выходить в свет, это часть его профессии. Нижинская же не любила светской жизни, избегала бесконечных приемов. Однако с огромным удовольствием рассказывала о нравах, царивших в высшем обществе, в своих балетах. Один из них, «Голубой экспресс», имел огромный успех у публики. Создать невероятную атмосферу того времени хореографу помогли Пабло Пикассо (он сделал занавес) и легендарная Коко Шанель. Модельер бесплатно создала костюмы для постановки. Сама Бронислава исполнила в «Голубом экспрессе» партию чемпионки по теннису.
В процессе постановки Нижинская поссорилась с автором либретто Жаном Кокто. Конфликт стоил ей работы. Кокто был фаворитом Дягилева, и естественно, он встал на его сторону. К тому же, организатор «Русских сезонов» уже искал замену хореографу. На это место планировали поставить Сержа Лифаря, который, к слову, был когда-то учеником балерины. Обиднее всего было то, что именно Нижинская порекомендовала Дягилеву Сержа.
Ранние воспоминания
Оставив труппу Дягилева, Бронислава путешествовала по всему миру. К этому моменту у нее сложилась не только творческая, но и личная жизнь. У балерины подрастало двое детей, Ирина и Лев. Второй супруг Николай Сингаевский стал менеджером артистки. Нижинская была востребованной балериной и хореографом, она подписала контракт с бывшей соотечественницей Идой Рубинштейн и создала на непродолжительное время собственную труппу.
В конце 30-х годов балерина решила эмигрировать в Америку. Это долгое путешествие она совершила вместе с дочерью и мужем. Любимый брат был по-прежнему болен, мать умерла, а сын погиб в автокатастрофе под Парижем. В США Бронислава занялась преподавательской деятельностью, открыла школу балета, поставила танцы в фильме «Сон в летнюю ночь» в Голливуде.
В 1960-е годы она начала писать мемуары, получившие название «Ранние воспоминания». Артистка взялась за идею изложить свою жизнь на бумаге с одной целью — реабилитировать репутацию Вацлава, о котором ходило много нелицеприятных слухов. К сожалению, написать о собственных постановках и своем личном вкладе в искусство танца балерина уже не успела. 21 февраля 1972 года в Лос-Анджелесе Бронислава Нижинская умерла от сердечного приступа, пережив любимого брата на 22 года.