«Тех, кто предал, прощать нельзя». Актер Юрий Батурин осудил уехавших коллег

Юрий Батурин © / Ласточкина / Commons.wikimedia.org

Юрий Батурин сейчас — один из самых востребованных актеров страны. Он играет в театре, снимается в кино и сериалах («Беспринципные», «Союз спасения», «Вторжение», «Страсти по Чапаю» и пр.) и при этом находит время для того, чтобы помогать Донбассу, собирает гуманитарную помощь, поддерживает нашу армию.

   
   

В интервью проекту «Так сказать» актер ответил на вопросы о своих уехавших коллегах.

Об Артуре Смольянинове*

«Про этого человека могу сказать, что он меня вообще не удивил. У меня с ним было два проекта, и я уже тогда понимал, что с таким, как говорится, я бы не хотел пойти в разведку. Но он пока не взял оружие и не пошел воевать. То, что он сказал, — это слова, пыль. А вот за то, что он сделал или сделает, надо будет судить. Пока же собака лает — ветер носит. Он даже может вернуться в Россию, но он вернется в страну, где к нему будет полное презрение. Я бы не хотел оказаться на его месте. Лучше ему не возвращаться.

Вообще если те, кто уехал, вернутся — никто из них здесь больше не поднимется, даже если к этому будут прикладывать усилия большие дяди из власти или индустрии.

По поводу лишения уехавших званий... Не знаю. Но считаю, что народный артист России должен жить в России. Не можешь здесь жить и не хочешь — положи свои звания на стол и иди. По поводу иноагентов тоже странно как-то все. Есть же хорошее определение — враг народа. Даже не надо ответственности, достаточно клейма “враг народа”. Не надо сажать, расстреливать — пусть живут с этим. Деньги переводишь ВСУ — враг народа. Вот что касается того же Смольянинова*. Человек по своим высказываниям абсолютно тянет на то, чтобы стать врагом народа. Его отделяет шаг от того, чтобы он взял оружие против своего народа. И мне кажется, что его там допекут до ситуации, и на самом деле мы увидим его на линии фронта на стороне украинской армии. Он достаточно известный человек, и его могут просто вынудить. Он столько всего сказал, что ему уже нужно что-то делать. Ему могут сказать: “Артурчик, а теперь бери автомат или воюй против русских”. Вполне возможно».

Об Анатолии Белом

«В отличие от Анатолия, я на Украине жил долгое время. Знаете, среди актеров часто встречаются люди-истерички. Человек слетает с катушек и начинает такое нести! Не остановить. Вот Белый относится к категории людей, которые наговорили себе на статус “враг народа”. И все больше усугубляют свое положение, переводя, например, деньги на ВСУ. А противник наш таких людей подхватывает: “Иди сюда. Ты же хочешь получить гражданство и жить здесь спокойно. Ну так давай, подкинь еще дровишек в этот костер”. Они там становятся пленными. 

Что касается Анатолия Белого, у него-то как раз все хорошо. Он всегда хотел жить в Израиле. Я работал с Мариной Голуб в театре “Шалом” и очень хорошо ее знал и периодически слышал, что происходит у нее в жизни. Не хочу заниматься сплетнями, но скажу так: Марина хотела жить в Испании, Анатолий хотел жить в Израиле. Он спал и видел себя там. В принципе он добился своего. И я так понимаю, сделал все, чтобы там быть свои человеком. И я за то, чтобы у этих артистов там все было хорошо, чтобы они сюда не вернулись».

   
   

О позиции в актерских кругах

«Многие коллеги меня разочаровали своей позицией. Это я про тех, которые свалили, уехали. Я так и знал, кстати. Ведь со многими из них я сталкивался на съемочной площадке, и о них у меня было личное впечатление. Но были и те, чей поступок для меня был действительно неожиданностью. А в целом я понимал, что некоторые в трудную минуту здрыснут, как говорится. Ну, хорошо, ладно, не нравится тебе, не согласен ты — ну и езжай молча. Потому что все их попытки плюнуть во власть странным образом оказались плевком в людей и страну. Ну уехали они, так дышать стало легче. Свято место пусто не бывает. По моим ощущениям в нашей актерской среде есть те, кто не согласен, но они молчат... На съемочной площадке мы вообще стараемся не говорить о вещах, которые касаются СВО. Но, если что что-то все-таки проскакивает, то я вижу, что в индустрии в подавляющем большинстве остались люди, которые понимают, что нравится-не нравится, а надо драться и побеждать. Я завидую тем ребятам, которые умеют играть на гитаре, они ездят выступают к нашим военным, по госпиталям. Приезжают оттуда с такими горящими глазами! В такие моменты я думаю: «Эх, говорила меня мама: учись играть на баяне...»

О перспективах предателей

«Я вижу, что за полтора года в нашей творческой среде поменялось отношение к происходящему. Люди что-то поняли, стали проявлять свои лучшие качества. Да, многие уехали из России, но не все плюют в страну. Простить тех, кто плюнул в народ, я считаю, нельзя. Тех, кто реально предали прощать нельзя. Им не надо запрещать вернуться. Но они здесь будут никто. Зритель не простит измены, а особенно тому, кого он любил и обожал. Ведь это так глубоко ранит! Этим актерам никто не будет желать смерти, но они будут ходить среди нас, как призраки, на них никто не будет обращать внимания. Они будут читать в глазах людей такое, что лучше застрелиться. Быть преданным забвению будучи живым для любого артиста — это самое страшное наказание, это адский ад. Те звезды, которые убежали, они же не вернутся. Они будут там шариться, петлять, у них будут свои какие-то околотусовочки. Но я сомневаюсь, что кто-то из них всплывет, потому что зритель им этого не даст. Может, какие-то чиновники по дружбе и по связям попытаются их вернуть на то же место, но народ не будет это смотреть. И это правильно... Они совершили духовное предательство страны».

О Брыльске и Калныньше

Популярные актеры Барбара Брыльска («Ирония судьбы, Или с легким паром!») Ивар Калныньш («Театр», «ТАСС уполномочен заявить», «Зимняя вишня») были звездами в Советском Союзе, публика их обожала. Но народные любимцы после распада СССР не раз позволяли себе антироссийские высказывания.

«Информационное поле, в котором живут там люди, — это страшная вещь. У них там семья, дети, дом, известность, узнаваемость... Все же может закончиться в любой момент, если не они не будут придерживаться определенной строгой позиции. А потом Брыльска и Калныньш слишком взрослые люди уже. А с возрастом, как это ни печально, происходят какие-то возрастные изменения в кукушке. Я для себя разделил людей на “до” и “после”. Я могу посмотреть, например, “Иронию судьбы”, потому что тогда они были другими людьми. Да, конечно, сегодняшняя история накладывает личное отношение: тебя предали, ты разочаровался в людях и лишний раз просто не хочешь теребить себе душу, смотреть фильмы с ними. Хотя наше телевидение с маниакальным постоянством показывает фильмы с участием людей, которые не просто плюнули, а смачно харкнули в лицо всему народу, всей стране. Я этого не понимаю...»

* Физическое лицо, признанное иностранным агентом в РФ