Николай Ерёменко родился в 1923 году в Новосибирске. В 1941 году в возрасте 18 лет поступил добровольцем на фронт, где был ранен и попал в плен. Став узником концлагеря, будущий режиссёр и актёр совершил несколько попыток бегства, потом был участником подпольной группы Сопротивления. В 1948 году в Минске окончил Театральную студию, а в кино сниматься начал в 1960 году. В день рождения актёра АиФ.ru вспомнил несколько его киноработ.
Алексей Павлов. «Люди и звери»
В своей первой крупной роли – в картине 1962 года «Люди и звери» – Николай Ерёменко-старший сыграл фактически самого себя. Советский офицер Алексей, который попал в плен, после войны столкнулся с нравственной дилеммой – возвращаться ли в СССР не победителем, а в качестве «перемещённого лица». 17 лет скитаний стали ценой, которую Алексей заплатил за возвращение на землю предков.
Когда Ерёменко узнал, что Сергей Герасимов снимает фильм об офицере, попавшем в плен и прошедшем через концлагерь, он лично приехал к режиссёру в Москву из Минска и получил судьбоносную роль.
Русанов. «Москва – Генуя»
В 1964 году Ерёменко принял участие в съёмках фильма о советской дипломатии. В центре сюжета – поездка наркома Георгия Чичерина на международную конференцию в Генуе в 1922 году. Вместе с Чичериным едет соратник Ленина по швейцарской эмиграции комиссар Безлыков. Враги готовят покушение на советских дипломатов, чтобы сорвать подписание торгового соглашения с Германией. Параллельно развивается любовная история Безлыкова и революционерки Глаши. Ерёменко играет белогвардейца Русанова, одержимого ненавистью к молодой советской республике.
Предгубисполкома Макеев. «Музыканты одного полка»
Вместе с Юрием Соломиным и Павлом Кадочниковым Ерёменко-старший сыграл в музыкальном фильме на революционную тематику «Музыканты одного полка». Подпольщик Алексей Илютинский (Юрий Соломин) внедряется в оркестр, развлекающий командующих белой армии, под видом валторниста. Постепенно ему удаётся «перетянуть» музыкантов на свою сторону и спасти с их помощью местных коммунистов, которым грозит смерть.
Иван Михайлович Субботин. «Вечный зов»
В киноэпопее «Вечный зов» Ерёменко-старший сыграл секретаря обкома Субботина – образец честного человека и настоящего коммуниста, который с честью проходит испытания гражданской и Великой Отечественной войн, не предавая друзей и сохраняя человеческое достоинство.
Хирург Виктор Александрович. «Сын за отца»
В драматической картине своего сына, Николая Ерёменко-младшего, актёр сыграл главную роль – стареющего пластического хирурга Виктора Александровича, который оказался втянут в криминальные разборки. На помощь отцу приходит сын – врач Александр Николаевич, владелец хирургической клиники в Москве. Вместе отец и сын оказывают сопротивление бандитам. Роль в этой картине – одна из последних работ Николая Ерёменко-старшего в кино.
Смотрите также:
- 15 лет на полке. За что цензоры взъелись на фильм «Проверка на дорогах»? →
- От дикаря до короля. Самые известные роли Дмитрия Певцова →
- Мусорщик и подполковник. 7 лучших ролей Алексея Гуськова →