Ей аплодировал Сталин. Как сложилась судьба балерины Ольги Лепешинской

Сцена из балета С.Н. Василенко «Мирандолина» по мотивам комедии К. Гольдони «Хозяйка гостиницы». Балерина Ольга Лепешинская в роли Мирандолины. Государственный академический Большой театр СССР. 1949 год. © / Анатолий Гаранин / РИА Новости

Дворянка — по рождению, комсомолка — по убеждениям. Ольга Лепешинская знала два иностранных языка, любила играть на рояле и читать классику. Но при этом могла легко закатить настоящий скандал только потому, что мама хотела надеть на неё кружево, чудом сохранившееся в семейном сундуке после революции. Разве носят подобные вещи советские люди! Ольга и о сцене совсем не мечтала, хотя очень любила танцевать. Она хотела строить мосты, как папа. Но от судьбы не уйдёшь, а её судьбой стал танец.  

   
   

Одна — умная, другая — балерина

Лепешинской было восемь, когда мама тайком от семьи привела её в балетную школу. Мария Сергеевна знала, что супруг будет категорически против этой затеи. В классе, где заседала приёмная комиссия, висел портрет легендарной Павловой. Оля посмотрела на него и тут же отметила свою абсолютно «небалетную» внешность: вздёрнутый нос, лицо в веснушках и главная беда — кудрявые волосы! Это сегодня непослушные локоны можно легко «укротить» с помощью баночки геля, а тогда девочка использовала для этого самые разные средства от касторки до мазута!

Приёмная комиссия долго осматривала претендентку, оценивала её слух, музыкальность, ритмичность. И хотя Ольга была в неплохой форме, её не взяли. В тот день конкурентки оказались сильнее. Но Лепешинская получила статус «первой кандидатки» на поступление. Узнав об отказе, начинающая балерина расстроилась и подумала, что виной всему стали её кудряшки!

Несостоявшаяся танцовщица вернулась в обычную школу, а также стала брать частные уроки хореографии. В «кандидатках» она ходила недолго. Одна из учениц не смогла продолжать обучение по состоянию здоровья, и на её место взяли именно Ольгу. В декабре 1925 года Лепешинская уже стояла у станка подготовительного класса техникума.

Мама была в восторге, но отец всеобщей радости не разделял. Василий Васильевич любил повторять: «Теперь все будут говорить, что у Лепешинских две дочери: одна умная, другая — балерина». Однажды у него состоялся довольно занимательный разговор с академиком Образцовым. Василий Васильевич пожаловался своему собеседнику на легкомысленный выбор дочери. Образцов в ответ излил свою душу по поводу сына Сергея. Молодой человек выступал с куклами, пел и собирался создавать свой кукольный театр! Отцы были в шоке, надо ли говорить, что спустя всего несколько лет они гордились своими детьми, прославившими их и без того известные фамилии на весь мир.

Для Лепешинской не было трудных движений. Она всё схватывала на лету, однако у неё возникли проблемы с выполнением фуэте. Чтобы освоить этот элемент, мама и дочь разработали «коварный» план: каждый вечер после занятий они «подкупали» охранника Кузьмича с помощью папирос «Казбек», и тот открывал им репетиционный зал. Там танцовщица могла оттачивать сложное движение. Начинала Ольга с шести фуэте, а вскоре могла на спор сделать 64!

Солистка балета Государственного академического Большого театра СССР Ольга Лепешинская на занятиях у станка (первая). 1938 год. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин

Минуя кордебалет

В начале обучения балерина стояла в «хвосте» длиной шеренги девочек. А в конце — «подвинула» одну из самых сильных учениц и возглавила отряд танцовщиц.

   
   

В 1933 году Ольга окончила Московское хореографическое училище и тут же стала солисткой Большого театра, минуя кордебалет! Это было неслыханной удачей. Она дебютировала в «Тщетной предосторожности». Но свой главный экзамен на профессионализм сдала позже — в постановке «Три толстяка», где ей досталась роль Суок. Увы, когда началась война, балет приостановили и больше не возобновляли на сцене Большого.

Успешная карьера Ольги всегда шла в одну ногу с общественной деятельностью. Естественно, когда Германия напала на Советский Союз, Лепешинская тут же пришла в райком и попросила отправить её на фронт. В комиссии девушке не отказали, но настоятельно рекомендовали пройти курсы медсестёр в челюстном отделении одной из клиник. Там балерина увидела человека, у которого осталась лишь половина лица. Шок был таким сильным, что Лепешинская только успела выйти из комнаты и тут же упала в обморок. После случившегося девушка трезво оценила свои силы и решила, что её главным оружием в этой войне станет танец. Она стала ездить с концертами по госпиталям. Выступать приходилось в самых разных местах. Под ногами у балерины часто была либо обычная земля, либо песок, это ничуть её не смущало, но впоследствии привело к полному искривлению позвоночника.

Травмы — вообще обычное дело для любого танцовщика. Выступая в постановке «Красный мак», Лепешинская умудрилась получить перелом сразу в четырёх местах. Но даже услышав жуткий хруст собственной ноги, она мужественно дотанцевала партию, а сознание от боли потеряла только за кулисами.

Ольга Лепешинская у себя дома. Москва, 1940 год. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин

В 1941 году в возрасте 25 лет Ольга получила Сталинскую премию I степени за выдающиеся заслуги в области балетного искусства. Сталин уважительно относился к танцовщице. А за её весёлый нрав и виртуозные прыжки иногда называл стрекозой. Балерина часто принимала участие в кремлёвских концертах, да и сам вождь народа любил посещать Большой, когда в афишах стояла фамилия Лепешинской. К концу жизни орденов, медалей и других наград в арсенале артистки было так много, что она не знала, куда их вешать и складывать. Её ценили не только на Родине, но и за границей. 

 

Давайте говорить как коммунисты!

Узами брака Лепешинская связывала себя трижды. Первым супругом балерины стал кинорежиссёр Илья Трауберг. Впервые он увидел её на сцене, когда приехал по работе в Москву. Во время своего выступления танцовщица неудачно упала, чем произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. Трауберг решил во что бы то ни стало познакомиться с Ольгой, так они стали переписываться. Их роман на бумаге длился два года. Однажды кинорежиссёр приехал в столицу и попросил свою возлюбленную выйти к нему вечером на свидание. Естественно, мама девушки отказалась отпускать её одну в столь поздний час и решила сопроводить дочь. В предвкушении встречи Илья нервно ходил возле подъезда, ждал, что вот-вот из него буквально выпорхнет миниатюрная Ольга. Но вместо этого в дверях показалась женщина в теле — Мария Сергеевна. В первые секунды Трауберг растерялся. Он всерьёз подумал, что это и есть его ненаглядная, которая каким-то образом за месяцы разлуки из хрупкой девушки превратилась в крупную и уже немолодую особу. К счастью, всё прояснилось с появлением самой Ольги. Увы, первое замужество длилось недолго, ещё до войны пара решила расстаться.

Ольга Лепешинская в гримёрке перед выходом на сцену. Государственный академический Большой театр СССР. 1948 год. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин

Со вторым мужем — генерал-лейтенантом МГБ СССР Леонидом Райхманом — счастье тоже длилось недолго. В 1951 году его арестовали прямо на улице. Артистка была в замешательстве. Она не знала, куда бежать, что делать, у кого просить помощи. Естественно, Лепешинская понимала, что рано или поздно её заставят отвечать за мужа «изменника». Так и получилось, однажды ночью в квартиру приехал неизвестный генерал и приказал собираться. Лишних вопросов балерина не задавала —  быстро оделась и села в машину у подъезда. Ольгу отвезли в особняк Берии. Лаврентий Павлович не спешил начинать свой допрос. Он долго молча ходил за спиной у Лепешинской. Всё это время женщина с ужасом смотрела на его пенсне, которое отражалось в книжных шкафах. Это было «очень страшно», как потом вспоминала она. Когда Берия наконец заговорил, он спросил: «До меня дошли слухи, что вы недовольны советской властью». Тут ярая коммунистка не выдержала и, забыв о страхе, заявила: «Вы коммунист, и я коммунистка, давайте разговаривать как коммунисты! Виноват — пусть сидит, не виноват — отпускайте!» Меньше, чем через полгода, Леонида Фёдоровича действительно отпустили, но он уже не вернулся в семью, боялся испортить карьеру супруги. Райхман как никто другой знал, что Ольга живёт танцем.

Личная трагедия

По поводу третьего мужа балерины некоторые друзья шутили: «пошла на повышение», ведь узами брака Ольга связала себя с генералом армии Алексеем Антоновым. Они случайно встретились на одном из приёмов. Когда Лепешинская решила закончить вечер и отправиться к себе на дачу, начался жуткий ливень. Она остановилась прямо на выходе, столкнувшись там с Алексеем Иннокентьевичем, который тоже собирался уезжать. Мужчина проявил галантность — предложил подвезти артистку. Деваться было некуда, балерина согласилась. Уже в машине она обратила внимание, что её спутник очень хорош собой и к тому же приятный собеседник. Когда автомобиль остановился у ворот дачи, Лепешинская «внезапно» вспомнила, что ей срочно нужно обратно в Москву. На самом деле Ольга просто не хотела расставаться со своим новым знакомым. Конечно, она оставила ему свой номер телефона «на всякий случай». Генерал армии позвонил только на пятый день, но с тех пор они не расставались.

Народная артистка СССР, балерина Ольга Лепешинская во время выступления. Торжественное собрание посвящённое 5-летию общества «Япония-СССР» в Москве. 1962 год. Фото: РИА Новости/ Юрий Абрамочкин

При всей своей внешней строгости Антонов очень любил театр и старался не пропускать выступления жены. Ему нравилось, когда после спектаклей к ним в гости приходили коллеги Лепешинской. Он, как и жена, владел французским языком, очень интересовался искусством. Они прожили вместе 7 лет, и это было самое счастливое время для артистки.

Общих детей в паре так и не появилось. Балерина сознательно сделала выбор в пользу карьеры, о чём, конечно же, сожалела в преклонном возрасте. Но дочь Алексея Иннокентьевича от первого брака стала для Ольги по-своему родной.

В 1962 году Антонов умер от сердечного приступа. Эту потерю Лепешинская перенесла с трудом. Супруга хоронили на Красной площади в жаркий, солнечный день. От сильного стресса балерина временно потеряла зрение. Естественно, ни о какой сцене не могло быть и речи. Артиска отправилась на лечение в Италию.

Ушла радость!

Даже во время лечения Лепешинская не могла ничего не делать. Ей нужно было занять мысли, руки и тело. Ольга решила переквалифицироваться в преподавательницы и взять учениц. Но как объясняться со своими итальянскими подопечными, которые не знают ни английского, ни французского, ни, тем более, русского языка? Тогда балерина стала осваивать разговорный итальянский. В классе она говорила на какой-то непонятной смеси всех языков сразу, но её понимали. На педагогическом поприще не всё складывалось легко и просто. Однажды, увидев своих учениц на отчётном концерте, Ольга поняла, что перед ней выступают восемь Лепешинских. Всё в них, до мельчайших деталей, напоминало её саму. После этого случая танцовщица поняла, как важно не заглушать в своих подопечных индивидуальность, и больше не допускала таких ошибок. За Римом последовал ряд других европейских городов, где артистка преподала и давала мастер-классы: Дрезден, Вена, Белград, Гамбург, Стокгольм, Берлин и т. д.

Президент России Владимир Путин вручил в Кремле балерине Ольге Лепешинской орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени. 2006 год. Фото: РИА Новости/ Дмитрий Астахов

Конечно, однажды она попыталась вернуться на сцену. Правда, не по своей воле, Уланова очень просила её об этом. Лепешинская попробовала станцевать в одной из своих самых любимых сцен в «Вальпургиевой ночи», но поняла, что не может больше работать. Всю жизнь артистка безумно любила танцевать. Когда Ольга ждала своего выхода на сцену, её буквально приходилось держать за костюм, чтобы она раньше времени не выскочила в зал. Но после смерти супруга всё резко изменилось. Сама балерина сказала об этом так: «Ушла радость!». А как танцевать, когда нет радости? Она ушла из своей профессии тихо и незаметно и точно так же ушла из жизни на 93-м году. 20 декабря 2008 года балерина умерла в стенах собственного дома, просто закрыв глаза и уснув.