22 февраля родилась Анна Керн, ставшая для Александра Пушкина «чудным мгновением».
АиФ.ru предлагает вспомнить женщин, которые вдохновляли поэтов, и благодаря которым русская литература наполнилась романтическими строками.
Анна Керн
Анна Керн и Александр Пушкин познакомились в Петербурге на одном из литературных вечеров. Светловолосая красавица с васильковыми глазами не могла не произвести впечатление на известного ловеласа. Однако «солнце русской поэзии» девушке показался слишком грубым. «Он вовсю старался обратить на себя внимание льстивыми возгласами, как, например: “Можно ли быть такой хорошенькой!”», — вспоминала Керн.
Следующая их встреча произошла спустя 6 лет, к этому времени Керн уже была наслышана о поэтическом даровании Пушкина и хотела поближе с ним познакомиться. Отбывающий ссылку в Михайловском поэт тоже увлёкся дамой и посвятил ей строчки волнующего стихотворения «Я помню чудное мгновенье». Однако их романтические отношения длились недолго — вскоре Керн вместе с детьми уехала в Ригу, где находился её муж, старый генерал. В 1827 году Керн решила расстаться с ненавистным супругом, навсегда похоронив свою репутацию приличной женщины. В «светском обществе» генеральша Керн приобрела статус отверженной, да и Пушкин в своей переписке с друзьями уже давно называл её не «гением чистой красоты», а «вавилонской блудницей». Впрочем, всё это не мешало Керн продолжать любить и влюбляться.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Лиля Брик
Владимира Маяковского познакомила с Лилией Брик её старшая сестра Эльза, за которой он некоторое время ухаживал. В замужнюю Лилю поэт влюбился с первого взгляда, на всю жизнь. Она была образованной женщиной: хорошо разбиралась в литературе, скульптуре, живописи, знала иностранные языки, но всегда хотела большего — прослыть гением. Однако в историю Лиля вошла исключительно как женщина, покорившая гения. Чувства поэта-бунтаря к Лиле были настолько велики, что он буквально пресмыкался перед объектом обожания. О своих отношениях с мужем Осипом Бриком и Маяковским Лиля писала: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал…». Вся Москва судачила о парадоксе и нелепости отношений великого поэта и «этой», но Лиля по-своему любила писателя, как и его творчество, которое он посвящал ей.
На долгих пятнадцать лет она стала музой, любовницей, любовью и трагедией Маяковского. Поэт застрелился, в предсмертном письме ещё раз прося Лилю любить его. Наполненные страстью стихи, адресованные Лиле, до сих пор знают, любят и декламируют по всему миру.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Нина Петровская
Нина Петровская играла заметную роль в литературной и богемной жизни начала XX века. Роковая красавица, начинающая поэтесса, по словам Александра Блока, «довольно умная» женщина, конечно же, стала объектом воздыхания. Первым на девушку обратил внимание звезда литературных салонов Андрей Белый, с которым у неё завязался серьёзный роман. Однако слишком земная Петровская не соответствовала образу поэта-символиста, воспевающего Светлую Прекрасную Даму, и он быстро от неё отказался. Решительная поэтесса не могла простить предательства и даже попробовала убить любимого, но пистолет в её руке дал осечку.
После неприятной истории с покушением на убийство роковой поэтессой увлёкся уже женатый Валерий Брюсов, вокруг которого всегда витал мрачный, демонический ореол. Их роман длился целых семь лет — для Петровской он был и сладким, и мучительным, ведь теперь ей приходилось соответствовать поэзии Брюсова. Он посвятил ей книгу «Огненный ангел», в котором она стала прототипом главной героини Ренаты, одержимой дьяволом.
Ты — слаще смерти, ты — желанней яда,
Околдовала мой свободный дух!
И взор померк, и воли огнь потух
Под чарой сатанинского обряда.
Зинаида Райх
Сергей Есенин и Зинаида Райх познакомились в редакции петербургской газеты «Дело народа», где та служила секретарём-машинисткой. Сначала они общались по работе, а вскоре Райх послала телеграмму своему отцу: «Вышли сто. Венчаюсь». Отец выслал.
Молодые искренне верили, что будут жить долго, счастливо и умрут в один день. Поэт посвящал любимой произведения, она — боготворила мужа. Но «долго и счастливо» не вышло: семейному счастью мешали друзья, недруги, издательства, обрушившаяся слава и пьяные скандалы. Однажды в момент ссоры Есенин бросил Зинаиде оскорбительное, нецензурное слово, а она в пылу гнева ответила ему тем же. Схватившись за голову, Есенин простонал: «Зиночка, моя тургеневская девушка! Что же я с тобой сделал!». Райх чувствовала, что перестала быть желанной, но всё прощала, до последнего пытаясь сохранить семью. Мучения длились до тех пор, пока Анатолий Мариенгоф, друг Есенина, не солгал ей, что у мужа есть другая. Райх навсегда ушла из жизни поэта, однако судьба подарила ей новое счастье — брак с великим режиссёром Всеволодом Мейерхольдом, который её боготворил.
Спустя годы Есенин вновь посвятил Райх стихотворение — «Письмо к женщине», в котором раскаивался и признавал свою вину перед давно любимой женщиной.
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Любовь Менделеева
Дочь знаменитого русского учёного Дмитрия Менделеева всегда слыла красавицей. С Александром Блоком они были знакомы с самого детства — поместья их родителей находились по соседству — тем не менее, поженились молодые только в 1903 году. Целых шесть лет поэт-символист писал лишь о своей жене, боготворил её, поклонялся ей и считал воплощением Вечной Женственности. Именно это возвышенное отношение к Менделеевой и стало проблемой в отношениях супругов: Блок считал, что Муза должна оставаться Музой, и нет никакой необходимости в физической близости. Однако жену не устраивало, что сам поэт не стеснялся проводить время с другими женщинами. Тем не менее, влюбляясь в других женщин, Блок любил только её и всегда к ней возвращался.
Насчитываются сотни стихотворений, которые Блок посвятил своей жене, но главные среди них — это цикл «Стихов о Прекрасной даме».
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.