Несмотря на непростую судьбу, триумф Михаил Врубель пережил ещё при жизни. Создав образ эпохи перелома – Демона, он стал не просто знаменитым художником, но и главным выразителем своего времени.
Клинический случай Врубеля таинственен и запутан. Но главная загадка не диагноз, а сам пациент.
Страшное наследство
Дед художника по отцовской линии был алкоголиком, дед по матери – маньяком, сестра Анна страдала аффективными нарушениями. В 3 года будущий художник пережил потрясение – смерть 23‑летней матери от чахотки. От той же болезни скончался его брат, которому было 11 лет.
Слабое здоровье, эксцентричность и склонность к алкоголизму передались Врубелю с генами. Современники отмечали у него немало странностей. Так, однажды он пришёл в гости к меценату Адриану Прахову, измазав нос зелёной краской. Будучи по уши в долгах, на все занятые у друга деньги скупил дорогие духи, развёл их в ведре воды и вылил на себя. Увлёкшись супругой Прахова (матерью его троих детей), решил увести женщину из семьи. О своём намерении сказал её мужу. После этого благодетель уволил художника.
Чертами Эмилии Праховой художник наделил свою «Богоматерь с младенцем», а позднее её глазами смотрел с полотна Демон. Андрогина, соединившего в себе мужское и женское начала, Врубель выбрал неслучайно. Двойственность была присуща и самому художнику, страдавшему маниакально-депрессивным синдромом, который сегодня называют биполярным аффективным расстройством (БАР).
Власть Демона
После переезда из Киева в Москву Михаила Врубеля взял под опеку известный меценат Савва Мамонтов. Художник много работал, но при этом вёл разгульную жизнь. К сожалению, распространённый в те времена сифилис не миновал и его. Но поскольку инфекция, которая, по словам эксперта программы «Клинический случай» на телеканале «Доктор», профессора кафедры кожных и венерических болезней им. В. А. Рахманова Сеченовского университета, доктора медицинских наук Константина Ларионова, долгое время протекает скрыто, Врубель о ней, похоже, не догадывался.
В 40 лет он женился на 28‑летней Надежде Забеле – любимой певице Римского-Корсакова. Молодые были счастливы. Но судьба нанесла первый удар. В 1901 г. у супругов родился сын Савва с заячьей губой, что считалось признаком вырождения, и Врубель счёл себя виноватым. Он искал забвение в работе: писал по 14 часов в сутки, перестал спать, умываться и бриться.
В 1902 г. – новое потрясение. «Демон поверженный» показался художнику неудачным. Врубель начал остервенело переписывать его прямо на выставке. Но ничего не получалось! «Демон» стал властвовать над художником.
Удар за ударом
«Врубеля преследовала мания величия, вернее, грандиозный бред величия, когда пациент считает себя императором, властителем всех душ, что и есть главный симптом прогрессивного паралича – осложнения нейросифилиса», – считает эксперт программы «Клинический случай» на телеканале «Доктор», психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук Андрей Шмилович.
Под воздействием наркотических анальгетиков, которыми тогда лечили нейросифилис, мания сменилась депрессией. Последние годы Врубель провёл на попечении жены и старшей сестры, лечась у разных психиатров.
Но тут его настиг новый удар судьбы – стало ухудшаться зрение. «Сифилис может повреждать как глазное яблоко, так и зрительные нервы. При третичном сифилисе довольно часто возникает атрофия зрительного нерва», – объяснила эксперт программы «Клинический случай» на телеканале «Доктор», главный врач офтальмологического центра, доктор медицинских наук, профессор Татьяна Шилова.
Слепота повлекла тяжелейшую депрессию. Весной 1910 г. Врубель умышленно долго стоял под открытой форточкой и заболел пневмонией. А 13 апреля 1910 г. он сказал санитару: «Довольно уже мне лежать здесь – поедем в Академию художеств». И действительно, на следующий день он там оказался. В гробу.
Сегодня ему бы помогли?
«Если бы пациент с таким диагнозом поступил к нам, мы бы начали с лечения сифилиса огромными дозами современных мощных антибиотиков внутривенно», – говорит профессор Константин Ларионов.
«В комплекс лечения вошли бы нейротропные, психотропные, нормотимические препараты, нейролептики и антидепрессанты, чтобы биполярное расстройство не проявлялось в такой тяжёлой форме», – добавляет психиатр Андрей Шмилович.
«Сегодня есть микрочипы, которые имплантируются внутрь глаза и путём трансформации световой энергии в электрический импульс дают возможность видеть очертания предметов. Бионический глаз, возможно, помог бы художнику дальше заниматься творчеством, но не вернул бы ему цветовую гамму», – объясняет офтальмолог Татьяна Шилова.
Медицинская карта больного
Имя: Михаил Врубель.
Диагноз: «нейросифилис».
Дата рождения: 17 марта 1856 г.
Дата смерти: 14 апреля 1910 г.