Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника?

Михаил Врубель. © / Commons.wikimedia.org

Несмотря на непростую судьбу, триумф Михаил Врубель пережил ещё при жизни. Создав образ эпохи перелома – Демона, он стал не просто знаменитым художником, но и главным выразителем своего времени.

   
   

Клинический случай Врубеля таинственен и запутан. Но главная загадка не диагноз, а сам пациент.

Страшное наследство

Дед художника по отцовской линии был алкоголиком, дед по матери – маньяком, сестра Анна страдала аффективными нарушениями. В 3 года будущий художник пережил потрясение – смерть 23‑летней матери от чахотки. От той же болезни скончался его брат, которому было 11 лет.

Слабое здоровье, эксцентричность и склонность к алкоголизму передались Врубелю с генами. Современники отмечали у него немало странно­стей. Так, однажды он пришёл в гости к меценату Адриану Прахову, измазав нос зелёной краской. Будучи по уши в долгах, на все занятые у друга деньги скупил дорогие духи, развёл их в ведре воды и вылил на себя. Увлёкшись супругой Прахова (матерью его троих детей), решил увести женщину из семьи. О своём намерении сказал её мужу. После этого благодетель уволил художника.

Чертами Эмилии Праховой художник наделил свою «Богоматерь с младенцем», а позднее её глазами смотрел с полотна Демон. Андрогина, соединившего в себе мужское и женское начала, Врубель выбрал неслучайно. Двойственность была присуща и самому художнику, страдавшему маниакально-депрессивным синдромом, который сегодня называют биполярным аффективным расстрой­ством (БАР).

Власть Демона

После переезда из Киева в Москву Михаила Врубеля взял под опеку известный меценат Савва Мамонтов. Художник много работал, но при этом вёл разгульную жизнь. К сожалению, распространённый в те времена сифилис не миновал и его. Но по­скольку инфекция, которая, по словам эксперта программы «Клинический случай» на телеканале «Доктор», профессора кафедры кожных и венерических болезней им. В. А. Рахманова Сеченовского университета, доктора медицин­ских наук Константина Ларионова, долгое время протекает скрыто, Врубель о ней, похоже, не догадывался.

В 40 лет он женился на 28‑летней Надежде Забеле – любимой певице Римского-Корсакова. Молодые были счастливы. Но судьба нанесла первый удар. В 1901 г. у супругов родился сын Савва с заячьей губой, что считалось признаком вырождения, и Врубель счёл себя виноватым. Он искал забвение в работе: писал по 14 часов в сутки, перестал спать, умываться и бриться.

   
   

В 1902 г. – новое потрясение. «Демон поверженный» показался художнику неудачным. Врубель начал остервенело переписывать его прямо на выставке. Но ничего не получалось! «Демон» стал властвовать над художником. 

Демон сидящий. Фрагмент. 1890 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Удар за ударом

«Врубеля преследовала мания величия, вернее, грандиозный бред величия, когда пациент считает себя императором, властителем всех душ, что и есть главный симптом прогрессивного паралича – осложнения нейро­сифилиса», – считает эксперт программы «Клинический случай» на телеканале «Доктор», психиатр, психо­терапевт, доктор медицинских наук Андрей Шмилович.

Под воздействием наркотических анальгетиков, которыми тогда лечили нейросифилис, мания сменилась деп­рессией. Последние годы Врубель провёл на попечении жены и старшей сестры, лечась у разных психиатров. 

Но тут его настиг новый удар судьбы – стало ухудшаться зрение. «Сифилис может повреждать как глазное яблоко, так и зрительные нервы. При третичном сифилисе довольно часто возникает атрофия зрительного нерва», – объяснила эксперт программы «Клинический случай» на телеканале «Доктор», главный врач офтальмологического центра, доктор медицинских наук, профессор Татьяна Шилова.

Слепота повлекла тяжелейшую деп­рессию. Весной 1910 г. Врубель умышленно долго стоял под открытой форточкой и заболел пневмонией. А 13 апреля 1910 г. он сказал санитару: «Довольно уже мне лежать здесь – поедем в Академию художеств». И дейст­вительно, на следующий день он там оказался. В гробу.

Сегодня ему бы помогли?

«Если бы пациент с таким диагнозом поступил к нам, мы бы начали с лечения сифилиса огромными дозами современных мощных антибиотиков внутривенно», – говорит профессор Константин Ларионов.

«В комплекс лечения вошли бы нейротропные, психотропные, нормотимические препараты, нейролептики и антидепрессанты, чтобы биполярное расстрой­ство не проявлялось в такой тяжёлой форме», – добавляет психиатр Андрей Шмилович.

«Сегодня есть микрочипы, которые имплантируются внутрь глаза и путём трансформации световой энергии в электрический импульс дают возможность видеть очертания предметов. Био­нический глаз, возможно, помог бы художнику дальше заниматься творчеством, но не вернул бы ему цветовую гамму», – объясняет офтальмолог ­Татьяна Шилова.

Медицинская карта больного

Имя: Михаил Врубель.

Диагноз: «нейросифилис».

Дата рождения: 17 марта 1856 г.

Дата смерти: 14 апреля 1910 г.