Чего должны избегать взрослые, чтобы не сломать жизнь одарённым детям?

Чтобы испортить жизнь талантливому ребёнку, большого таланта не надо. © / Владимир Вяткин / РИА Новости

Сегодня на ТВ масса программ, в которых талантливые дети соперничают в разных жанрах — от классики и цирка до шоу-бизнеса. Но победителям редко удаётся удержаться на олимпе даже до следующего телесезона.

   
   

Известный пианист и композитор Даниил Крамер:

— Давайте разберёмся: можно ли развить в себе талант, изначально его не имея? Нельзя! Если природа не дала тебе достаточно способностей для музыки, ты можешь разучивать гаммы хоть по 10 часов, но всё равно не сделаешь того, что истинно талантливый сделает за час. Когда меня спрашивают, сколько времени в день нужно заниматься, отвечаю: ровно столько, сколько требуется, чтобы выполнить свой план на сегодня. И чтобы мозг при этом остался свежим. Потому что он устаёт, если ты занимаешься 10 часов, и занятия становятся бессмысленными.

Можно ли загубить талант? ­Можно. В том числе неверной любовью родителей — если их глаза застилают деньги, карьера или отзывы в стиле «ой, какой у вас мальчик!», «ой, какая девочка!». Именно поэтому я плохо отношусь к детским телеконкурсам. Огромное количество судеб они так или иначе ломают. Например, прививая дурновкусие, эстрадновкусие. Или, что ещё хуже, когда ребёнок обхвален всеми, а на конкурсе проигрывает. Боже, что происходит! Какие это последствия для неокрепшей психики!

Всегда предупреждаю родителей: будьте аккуратны, не надо много конкурсов, нужна нормальная работа и точно выверенный учебный процесс. Поэтому я, кстати, и против школьных грантов, которые заставляют школу выцарапывать наиболее способных детей и делать с ними суперпрограмму. Потом эти дети вместо того, чтобы нормально учиться, ездят и своими победами выбивают новые гранты. А чиновники на местах, ничего не понимающие в процессе обучения, говорят: видите, у этой школы 8 побед, ей мы дадим грант, а у этой школы нет побед, значит, ничего не дадим. В итоге получается наоборот: школа, у которой побед нет, занимается нормальным учебным процессом, не выдёргивая наи­более талантливых детей и не ломая их судьбы.

Я с этой проблемой сталкивался не раз. Подхожу на конкурсах к такой «когорте победителей», которые завое­вали Гран-при, спрашиваю: ребята, а что вы ещё умеете? В ответ: больше ничего. Услышав такое в первый раз, я набросился на педагогов. А те руками разводят: что мы можем сделать, нас школа заставляет — ей нужны деньги. Так вместо того, чтобы гранты раздавать, одновременно калеча детские судьбы, может, просто обеспечить школам нормальное финансирование? Чтобы не было нужды ни в так называемых благотворительных поборах, ни в выцарапывании грантов любой ценой, потому что якобы не хватает денег на мебель, компьютеры или что-то ещё.

Роль родителей здесь тоже огромна. Ребёнку нужно объяснить, что в этой жизни ему нужны не сверхпобеды, которые чаще всего ничего не решают, а правильно организованный учебный процесс, который сформирует из него крепкого профессионала.

   
   

Не устану повторять: любовь — невероятная сила. Но бессмысленная и фанатическая, она разрушает. Любовь должна быть в том числе требовательной, объективно учитывающей особенности ребёнка.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции