Примерное время чтения: 3 минуты
666

Найди гения. Как Россия поддерживает талантливых детей

Сюжет Национальные проекты
Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

1 июня отмечается Международный день защиты детей. Одно из важнейших прав ребенка, которое должно дать возможность реализовать общество — право на образование. Причем — на качественное и современное, которое потом позволит ему найти свое профессиональное место в жизни.

В реализации этого базового права в России помогает национальный проект «Наука и университеты». Благодаря этому нацпроекту в стране создается сеть специализированных учебно-научных центров (СУНЦ). Основная цель создания сети специализированных учебно-научных центров (СУНЦ) — обеспечение территориальной доступности высокоуровнего обучения талантливых школьников в ведущих университетах страны. Они действуют на базе ведущих университетов страны и дают возможность овладевать новыми знаниями. Благодаря выделяемым государством субсидиям обучение, проживание и питание учеников СУНЦ бесплатное. В СУНЦ могут попасть ученики, проявившие выдающиеся способности, добившиеся успехов в учебной, научной (научно-исследовательской), творческой и физкультурно-спортивной деятельности. Это начальная ступень подготовки высококвалифицированных кадров для инновационного развития России. 

«Такая форма обучения создает уникальную систему образования университетского лицея, интегрированную с вузом и нацеленную на эффективную профориентацию, — сказал на открытии такого СУНЦа ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров. — Это делает учебу для талантливых детей доступнее. Для них разработаны специальные программы, их обучают лучшие преподаватели, они используют современную лабораторную базу».

Физ-мат школа им. Лаврентьева при НГУ

Это — один из первых специализированных учебно-научных центров России. 500 фымышат — так называют учеников этого СУНЦ — из 60 регионов страны имеют возможность учиться не только качественно, но и максимально интересно. Учеба проводится с 8 класса. Дети отбираются по экзаменам. В СУНЦ НГУ три профиля: физико-математический, химико-биологический и инженерный. Занятия проходят 6 дней в неделю, по 3 пары в первой половине дня. Во второй половине дня для учеников проводятся спецкурсы по математике, физике, химии, биологии, информатике, истории, литературе, иностранным языкам и другим предметам. Обучение выстроено по вузовской системе. То есть ребята вместо обычных уроков слушают лекции и участвуют в семинарах. Это адаптирует к системе обучения в университете. Такая система обучения помогает погрузиться в мир науки со школьной скамьи. Так, ученики занимаются исследованиями на «взрослом» уровне, например, ученица ФМШ помогла ученым Института цитологии и генетики СО РАН получить новые данные о геноме кукурузы. Работа проходила в рамках спецкурса по биоинформатике. «Биоинформатика позволяет сделать работу биологов в лабораториях более эффективной, — говорит Александра Таксанова. — Меня это очень вдохновляет».

Университетский лицей Северо-Восточного федерального университета имени Аммосова

В университете двухгодичная подготовка школьников процесс проходит неотрывно от университета, что обеспечивает высокое качество обучения. Занятия проводят преподаватели СВФУ, а все обучение происходит в стенах университета. Школьники учатся по пяти профилям: физико-техническому, математике и ИТ, химико-технологическому, биолого-экологическому и лингвистическому. Учащиеся СУНЦ участвуют в исследованиях и разработках и показывают высокие результаты. Так, 11-классник Арсиэн Алексеев стал одним из победителей соревнования исследовательских проектов «Формируем будущее» в рамках технологического конкурса «Кибердром-2021». Его команда сконструировала прототип дрона, способного переносить грузы на дальние расстояния. «Нет дронов, которые бы доставляли грузы, например, из Санкт-Петербурга до Камчатки, — говорит мальчик. — Мы решили восполнить этот пробел». 

СУНЦ Нижегородского государственного университета им. Лобачевского

Здесь изучают естественнонаучные и точные дисциплины по программам повышенного уровня сложности. Принимают после 8 или 9 класса. Ученики СУНЦ ННГУ активно занимаются наукой и выступают на конференциях. Например, совсем недавно во 75-й Всероссийской конференции «Биосистемы: организация, поведение, управление» и XXV Всероссийской конференции молодых учёных-химиков (с международным участием). Анна Макарова и Валерия Сельцова подготовили доклад по теме «Исследование скорости накопления препарата для фотодинамической терапии — фотосенс». «Мне понравилась тема, потому что она связана с медициной, — поделилась Анна. — А я планирую поступать в медицинский университет. Всё, что связано со здоровьем человека, продлением его жизни — это интересно».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах