Три титана и Плющиха. Как создавалась легендарная картина Татьяны Лиозновой

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», 1967 год. © / Кадр из фильма

Картина Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» вышла на экраны весной 1968 года и сразу стала лидером проката, покорив зрителей задушевной лирической историей, в которой деревенская жительница Нюра в исполнении блистательной Татьяны Дорониной приезжает в Москву, чтобы продать по заданию своего мужа  домашнюю ветчину. И встречает мечтательного таксиста.

   
   

Влюбилась в… музыку

Интересно, что своим появлением фильм обязан мелодии: в кино это случается крайне редко. Обычно музыка пишется специально для фильма, здесь же толчком послужила песня «Нежность», которая в фильме звучит в исполнении Татьяны Дорониной и певицы Майи Кристалинской.

Лиознова признавалась в интервью: «Меня необычайно вдохновляет музыка. Некоторые из моих картин в буквальном смысле родились благодаря песням. „Три тополя...“ — как раз тот самый случай». Песню Пахмутовой «Нежность» Лиознова, по её словам, впервые услышала, когда композиция еще не стала всесоюзным хитом. Песня её захватила, и режиссёр начала придумывать разные истории, в контексте которых «Нежность» могла бы прозвучать. Делала какие-то наброски. Но всё, что писалось в виде черновика сценария, на понравившуюся музыку как-то не ложилось. И тут на глаза режиссеру попался один рассказ. Тут-то Лиознова и решила: сюжет есть! Оставалось только продумать нюансы, краски характеров.

В основу сценария в итоге лег рассказ популярного в шестидесятые годы советского писателя Александра Борщаговского. Только называлось его произведение «Три тополя на Шаболовке». Лиознова решила название поменять, т. к. в конце шестидесятых уже существовал телецентр на Шаболовке и слово «Шаболовка» в умах публики могло вызвать неправильные ассоциации. Лиознова полагала, что зритель, увидев афиши, решит, что это любовная история двух телеведущих.  Поэтому, как только киногруппа определилась, куда именно приедет героиня, решили от  названия улицы и «плясать». Хорошую натуру подобрали на Плющихе: туда поселили сноху главной героини Нину в исполнении Алевтины Румянцевой. Район вблизи Плющихи стал в фильме одним из полноценных героев.

Не выдержало сердце

Татьяна Доронина, которая всегда очень щепетильна в выборе ролей, увидев фотопробы, согласилась сниматься сразу же, сказав, что фотографии были очень естественные, живые. «Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно. Потому что, когда снимают крестьянок или колхозниц, не считают нужным убирать накрашенные губы, подведённые глаза... А это надо делать. Это совершенно особая страна под названием „Русская женщина“».

Но, как позже выяснилось, найти актрису на главную роль и  «поселить» героиню на Плющиху было значительно легче, чем работать со звездной исполнительницей Дорониной. Несмотря на то, что Татьяна Лиознова была  железной женщиной, не терпящей возражений на съемочной площадке, — ей беспрекословно подчинялись все актеры-мужчины на съемках «Семнадцати мгновений весны» — с Татьяной Дорониной режиссер откровенно не справлялась. Как рассказывала в интервью Лиознова, однажды после очередной стычки с актрисой у нее случился сердечный приступ. Это были не съемки, а битва титанов. 

Актёр и друг Дорониной Вячеслав Шмыров рассказывал: «Мне кажется, Татьяна Доронина была единственной силищей, мощным характером, перед которым Лиознова пасовала. Доронина стала единственным человеком, которому она однажды уступила. В фильме должна была быть сцена приезда Нюры в Москву: вагоны, паровозы, вокзал... Героиня Дорониной должна была выйти на перрон, купить мороженое и съесть его. Но, когда дошло до съемок, Доронина неожиданно для всех отказалась сниматься. Когда Лиознова пошла выяснять, что случилось, Татьяна Васильевна с вызовом заявила: „А вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?“»

   
   

Свидетелями стычки были все люди на площадке: операторы, помощники режиссера, актеры. По выражению лица Дорониной режиссер поняла, что актриса может покинуть съемки. И тогда она наступила на горло собственной гордости и убрала эту сцену из картины. Результат для Лиозновой всегда был важнее личных амбиций.

А ещё для Лиозновой было важно показать Москву во всей красе. В фильме показаны все высотки Москвы и все окрестности Плющихи.

 Когда Нюра-Доронина едет на такси, она говорит с героем другого «кинотитана» Олега Ефремова: «Там дом такой, что и проглядеть-то нельзя. Отовсюду видать. — Высотный, что ли? Так он на Смоленской. — Ну что ты, на Смоленской... Мост там. И церква старая. Как дом-то сложили, так церква в землю ушла. Скукожилась». Это героиня описывает Дом архитекторов на Ростовской набережной. Позже Нюра встанет у окна и будет рассматривать Ростовские переулки в округе Плющихи.

Олег Ефремов в фильме «Три тополя на Плющихе», 1967 год Фото: Киностудия им. Горького/ Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», 1967 год

Многие думают, что в названии фильма упоминаются три конкретных дерева, которые когда-то росли на Плющихе. Но внимательный зритель заметит, что таксист Саша ожидает героиню Дорониной  рядом с кафе «Три тополя»: отсюда и название. На самом деле такого заведения на 6-м Ростовском переулке никогда не было. Кинокафе построили для съемок специально. На этом месте сегодня парковка. А местные пожилые жители до сих сожалеют, что деревянный пол от кинокафе не оставили им под танцплощадку.