Не пара. Как «лучшая девушка Москвы» предпочла Лазарева Высоцкому

Татьяна Доронина и Александр Лазарев. К/ф «Ещё раз про любовь», 1968 год. © / Кадр из фильма

55 лет назад, 21 мая 1968 года, на советские экраны вышла мелодрама «Еще раз про любовь», которую только за один год в кинотеатрах страны посмотрели 37 миллионов зрителей.

   
   

Исполнительницу главной роли Татьяну Доронину читатели журнала «Советский экран» назвали лучшей актрисой года. А ее партнер Александр Лазарев получил всесоюзную известность.

Aif.ru собрал самые интересные факты о картине.

«Володя не монтировался с Таней»

Роль, доставшуюся Лазареву, очень хотел сыграть Владимир Высоцкий, он даже снялся в нескольких сценах фильма, но режиссер картины Георгий Натансон решил иначе.

Фильм был снят по мотивам пьесы Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь», драматург написал и сценарий. На момент работы над фильмом Радзинского и Доронину связывали семейные узы. Радзинский был третьим мужем актрисы, с которым она развелась спустя несколько лет после выхода картины.

Когда Дорониной показали первый отснятый материал, он ей категорически не понравился. Зная крутой нрав актрисы, можно было предположить, что она может и вовсе отказаться от дальнейшем работы.

Поэтому режиссер согласился, когда Доронина попросила его показать уже снятые сцены некой пожилой женщине, вкусу которой она полностью доверяет. Загадочная дама действительно приехала на студию. Посмотрев материал, она выразила уверенность, что фильм ждет большой успех. И посоветовала актрисе продолжить съемки. Успокоенная Доронина с легким сердцем вернулась на съемочную площадку.

   
   

А режиссер позже узнал, что дамой была свекровь актрисы, мама драматурга и сценариста Радзинского.

Натансон с самого начала в главной женской роли видел исключительно Татьяну Доронину, которая уже сыграла героиню пьесы Радзинского на театральной сцене.

На роль партнера Дорониной, который должен был сыграть физика по имени Электрон Евдокимов, пробовался Владимир Высоцкий. Режиссер, позже вспоминая работу над картиной, рассказал, что Высоцкий очень хотел получить эту роль, даже попросил сделать ему ботинки на пятисантиметровых каблуках, чтобы казаться выше Тани. Однако, когда Георгий Натансон вместе с Эдвардом Радзинским посмотрели кинопробы, они пришли к выводу, что «Володя не монтировался с Таней, не было нужной гармонии». В итоге пригласили молодого, тогда еще не известного широкой публике талантливого театрального актера Александра Лазарева. Его пробы были единогласно одобрены.

Так, «самая лучшая девушка Москвы и Московской области, да и вообще всего Советского Союза», как называют героиню Дорониной в фильме, предпочла Лазарева Высоцкому.

«Крах. А надо жить дальше. А как?»

Вне съемочного процесса Александр Лазарев, который был младше Дорониной на пять лет и относился к ней как к сложившейся «звезде» советского экрана, вел себя скованно. А на экране преображался. Сначала его герой — ироничный красавец Евдокимов — не воспринимает всерьез любовь, которую ему дарит Наташа. А когда осознает, что в нем проросло глубокое чувство, происходит непоправимое — Наташа погибает. Зрители безоговорочно поверили в любовь персонажей на экране.

Многие пересматривали фильм по несколько раз и в отзывах писали: «Чарующе... Доронина и Лазарев бесподобны, история простая, про людей. Как бывает счастье близко, рядом, а потом раз и ... Крах, а надо жить дальше. А как???»

Успех фильма не отменял и критики. Были и те, кто усмотрел в сюжете картины расшатывание нравственных устоев советского общества. Недовольсто вызывало поведение красавицы стюардессы — Наташа после первого свидания осталась ночевать у Евдокимова. А еще раньше встречалась с другом Элетктрона и к своим 30 с лишним годам никогда не была замужем. Как сказали бы сегодня, у фильма была феминистическая повестка, завуалированная в романтическую обертку. Несмотря на подобного рода критику, тогдашняя советская министр культуры Екатерина Фурцева картину отстояла. Фильм вышел на экраны. Причем не только в СССР. И собрал огромное количество призов.

«Не линяет только солнечный зайчик»

Как любой картине, «Еще раз про любовь» нужна была своя музыкальная тема. Найти ее долго не могли. Уже и съемки закончились, а песни, которая бы ассоциировалась с фильмом, Георгию Натансону подобрать не получалось.

Уже и декорации разобрали, а песни все не было. Тянуть дальше было невозможно. И Эдвард Радзинский обратился к поэту Роберту Рождественскому. Тот посмотрел отснятый материал и написал чудесные стихи. А известный композитор Флярковский положил их на музыку. Эпизод, где Доронина поет песню, доснимали уже после официального окончания работы над фильмом.

На экране стюардесса Наташа трогательно спела:

Я мечтала о морях и кораллах,
Я поесть хотела суп черепаший.
Я шагнула на корабль, а кораблик
Оказался из газеты вчерашней.
...А весной я в несчастья не верю
И капели не боюсь моросящей.
А весной линяют разные звери,
Не линяет только солнечный зайчик.