На фоне Великой Отечественной. Реальные события в фильмах о войне

«Горячий снег», 1972. © / Кадр из фильма

Советские и российские кинематографисты создали множество фильмов, посвященных Великой Отечественной войне. Эти фильмы ставили самые известные режиссеры, в них снимались самые популярные актеры, картины получали призы международных фестивалей и попадали в золотой фонд отечественного кино.

   
   

Многие названия военных фильмов достаточно точно указывали на время и место действия. Были, например, два «Сталинграда» Юрия Озерова и Федора Бондарчука, «Подвиг Одессы» Владимира Стрелкова, «Весна на Одере» Леона Саакова, «В августе 44-го» Михаила Пташука. Были и масштабные полотна, которые охватывали большие временные промежутки, как эпопея «Освобождение» того же Озерова. Но многие фильмы были посвящены совсем небольшим, но от этого не менее важным эпизодам войны.

«Живые и мертвые», 1964

Двухсерийный фильм Александра Столпера и Владимира Басова как раз о длинном промежутке: речь в экранизации романа Константина Симонова идет об отступлении советских войск в июне-декабре 1941 года, которое закончилось контрударом под Москвой. Главный герой — корреспондент армейской газеты Синцов (Кирилл Лавров), который из-за начала войны не смог добраться до части, — проходит через два окружения и в конце отправляется в бой, чтобы защитить свою страну. В ролях снялись Анатолий Папанов, Олег Ефремов, Людмила Крылова, Олег Табаков, Михаил Глузский и другие актеры.

«Повесть о настоящем человеке», 1946

Сюжет повести Бориса Полевого знают, пожалуй, все: прототипом главного героя (в книге он назван Мересьевым) стал летчик-истребитель Алексей Маресьев. Он был сбит 5 апреля 1942 года над Демянским котлом, который появился в ходе наступательной операции Северо-Западного фронта, когда была окружена крупная группировка немцев. Уничтожить котел тогда не смогли. Окруженных снабжали по воздуху (успех этого снабжения стал одной из причин того, что позже немцы не ушли из Сталинграда), а 21 апреля был образован и наземный коридор. Як-1 Маресьева сражался как раз с одним из воздушных конвоев, он упал неподалеку от деревни Рабежа (тогда — Ленинградская область), а до своих раненый летчик добирался 18 дней.

«...А зори здесь тихие», 1972

Пронзительный фильм Станислава Ростоцкого снят по одноимённой повести Бориса Васильева. События повести и фильма разворачиваются летом 1942 года в Карелии, где был самый протяженный фронт Великой Отечественной, но масштабных операций не проводилось. Немецкие и финские войска стремились перерезать Кировскую железную дорогу, по которой через Мурманск поступал ленд-лиз от западных союзников. Им это не удалось за все три года противостояния. Группа диверсантов, которую обезвреживают герои книги Васильева (и фильма Ростоцкого), как раз идет к этой дороге.

«Они сражались за Родину», 1975

Фильм Сергея Бондарчука по одноименному роману Михаила Шолохова (он так и не был опубликован полностью) тоже рассказывает о событиях лета 1942 года, но на южном фланге советско-немецкого фронта. Зимнее наступление советских войск и освобождение Харькова закончились серией поражений и окружений. Немцы решили тогда наступать на юге СССР, чтобы захватить кавказские месторождения нефти, одной из целей был Сталинград. Под натиском превосходящих сил Красная армия отступала к Волге, пытаясь в оборонительных боях выиграть время для подхода подкреплений, один из таких моментов и показан в этом фильме. В картине был собран звездный актерский ансамбль: в ней играли Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, одну из ролей исполнил сам Бондарчук.    
   

«Горячий снег», 1972

Фильм Гавриила Егиазарова снят по одноимённому роману Юрия Бондарева и рассказывает о событиях, которые произошли примерно через полгода после событий «Они сражались за Родину». Сражение за Сталинград позади: в ноябре 1942 года советские войска окружили 6-ю немецкую армию и отрезали её. Немецкое командование хотело повторить ситуацию под Демянском: снабжать окруженную группировку по воздуху, а затем пробить к ней сухопутный коридор. Операцию «Винтергевиттер» («Зимняя буря») проводили войска под командованием генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна, она началась 12 декабря 1942 года. Советские войска сумели выиграть время: в ходе тяжелых боев немцы за пять дней так и не сумели прорвать оборону, а затем к месту прорыва подошли части 2-й гвардейской армии Родиона Малиновского. К концу декабря немецкая операция завершилась, а советские войска приступили к ликвидации сталинградского котла.

«Батальоны просят огня», 1985

Экранизация ещё одной повести Юрия Бондарева. Сюжет этой книги писатель использовал для сценария «Освобождения» (серия «Прорыв»). Речь идет о защитниках Букринского плацдарма в октябре 1943 года. Этот плацдарм и ещё несколько образовались в результате наступления советских войск после завершения Курской битвы. Их предполагалось использовать для атаки на Киев. Букринский плацдарм считался основным: на него были переброшены две общевойсковые армии и части 3-й танковой армии, но пробить оборону немцев в этом месте не удалось. План наступления был изменен, танковая армия была переброшена на другой плацдарм (Лютежский), с которого 3 ноября и началось освобождение столицы Украины.

«Звезда», 1949, 2002

Повесть Эммануила Казакевича экранизировали дважды: первый фильм снял Александр Иванов, а второй — Николай Лебедев. Место и время действия повести обозначают абстрактно: начало лета 1944 года, Западная Украина. В контексте Великой Отечественной на этом участке в то время действительно была своего рода пауза. 1944 год был годом «десяти сталинских ударов» — ряда стратегических наступлений советских войск, во время которых немцев просто вышвырнули с территории СССР (не везде, но на большинстве направлений). Только за первое полугодие была окончательно прорвана блокада Ленинграда, а на юге Красная армия освободила почти всю Украинскую СССР и вышла к границе страны. До Западной Украины советские войска дошли в результате Проскуровско-Черновицкой операции 1-го Украинского фронта в середине апреля 1944 года. До июля (Львовско-Сандомирская операция) крупных наступлений не было. При этом немцы готовили контрудары, но все они оказались неудачными. Сообщить о подготовке одного из таких контрударов и должны разведчики из повести Казакевича. Любопытно, что прототипы персонажей «Звезды» задачу выполнили, остались живы и о фильмах отзывались неодобрительно, мол, в этом сюжете слишком много боевика.