Фигурное катание, песни и халтура. Рецензия на фильм «Лед 2»

Кадр из фильма

В 1981 году в СССР вышел мультипликационный фильм «Так сойдет!» Главным его героем был хвастливый Заяц-мастер, который брался делать работу за других зверей, но выполнял ее откровенно плохо. На справедливые критические замечания Заяц отмахивался: «Так сойдет!»

   
   

Прибыльное дело

Современный российский кинематограф очень похож на этого Зайца из советского мультфильма. Отечественные киноделы так и норовят предложить зрителю «сырой», не доведенный до ума продукт,  полагая, что «и так сойдет».

Именно этим принципом руководствовались создатели фильма «Лед 2», который в настоящее время собирает потоки зрительских слез и денег.

Фильм с объявленным бюджетом в 322 миллиона рублей за неделю проката собрал более 806 миллионов, то есть окупился и вышел в прибыль. И это порождает в головах авторов мысль, что они все сделали правильно. Первый «Лед», вышедший на экраны два года тому назад, имел оглушительный успех, хотя создатели применили не совсем корректный прием — зрители шли на, как следовало из рекламы, на спортивную драму, а попадали на мюзикл. Несмотря на это, картина собрала в прокате 1,5 миллиарда рублей, что сделало сиквел практически неизбежным.

Потрясение маскирует недостатки

Оригинальную картину снимал режиссер Олег Трофим, но «Лед 2» решил отдать более звездной персоне. Сначала речь шла о Федоре Бондарчуке, но он в итоге стал одним из продюсеров, а кресло режиссера досталось создателю «Горько!» и «Самого лучшего дня» Жоре Крыжовникову.

С одной стороны, Крыжовников с задачей справился — роскошная картинка, великолепные музыкальные номера. «Лед 2» сходу оглушает зрителей сценой свадьбы главных героев под «Аллилуйя любви» из бессмертной «Юноны и Авось». После этого с высот блаженства Крыжовников бросает нас на самое дно трагедии и отчаяния, убивая героиню Аглаи Тарасовой во время родов. Женщинам в зале уже необходим нашатырь, но следом Александр Петров, несчастный одинокий отец, нежно поет «Тополиный пух» своей маленькой дочери. Это нокаут!

И потрясенная таким началом публика перестает замечать, что между музыкальными номерами отсутствует внятный сюжет. Раз уж главной является тема льда, то давайте разберем проблему фильма на примере фигурного катания.

   
   

Представьте себе фигуриста, который выполняет сумасшедшие прыжки высшей категории сложности, но при этом не умеет просто кататься по льду и от одного прыжкового элемента к другому перемещается на карачках. Вот это и есть фильм «Лед 2».

Кадр из фильма

Противоестественный тренер и «аферистка» Михалкова

Потерявший жену и оставшийся с маленькой дочерью герой Петрова не может участвовать в играх команды — не с кем оставить ребенка. Хотя буквально еще несколько сцен назад из разговора с живой на тот момент супругой было ясно, что он на свои заработки спокойно содержит семью. Что мешало профессиональному спортсмену, главной звезде своей команды просто нанять няню?

Дальше — больше. Главный тренер команды «Байкпромаш», которого сыграл звезда сериала «Кухня» и фильма «Горько!» Сергей Лавыгин, заявляется к несчастному хоккеисту домой, начинает пить там виски, обвинять героя Петрова во всех смертных грехах и требовать, чтобы тот публично стал перед ним на колени. Простите, но даже очень циничные люди себя так не ведут. Успехи «Байкпромаша», а равно и тренера, держатся как раз на главной звезде, с которой он должен сдувать пылинки и решать все его проблемы. Изгнание героя Петрова из команды выглядит искусственно и противоестественно.

Причина одна  сценаристу с режиссером было лень прописать здесь внятный и обоснованный конфликт, и они решили, что заплаканные дамы между песнями не заметят откровенной глупости происходящего.

Но тут на хоккеиста Горина сваливается еще одна беда в виде сотрудниц органов опеки. И опять-таки, видимо, авторы решили, что одно появление на экране Надежды Михалковой отключает у зрителей способность осмысливать происходящее. Герой Петрова как отец до этого момента не совершает ни единого поступка, вредящего дочери. Ребенок ухожен, обласкан, накормлен, мирно спит в кроватке. Представители органов опеки являются в дом едва ли не ночью, начинают обвинять отца во всех смертных грехах, а напарница Михалковой и вовсе хватает спящую девочку со словами: «Надо ее осмотреть!»

Хоккеисту Горину впору было вызывать полицию, потому что дамочки куда больше похожи на аферисток, нежели на представительниц государственных органов, но вакханалию прекращает появление мощной героини Марии Ароновой.

Кадр из фильма

За что в России лишают родительских прав?

Аронова, она же тренер Ирина Сергеевна Шаталина, — главная звезда как первого, так и второго «Льда», мощью своего образа вытаскивающая обе картины. В образе Ароновой ясно просматривается великая Татьяна Тарасова, но волей сценаристов и она во втором фильме начинает творить черт знает что.

Нас перебрасывают на восемь лет вперед. Надя Горина, названная в честь мамы, уже в третьем классе, ее папа работает таксистом, а тренер Шаталина выполняет роль заботливой бабушки.

Маленькая Надя, как выясняется, понятия не имеет о том, кем была ее мама. Лишь случайно найдя старый диск у героини Ароновой, она видит, что Надежда Лапшина была знаменитой фигуристкой. При этом нам особо акцентируют внимание на том, что ребенок отлично владеет гаджетами.

Вы серьезно хотите сказать, что живущая в большом городе, посещающая школу Надя ни от кого не могла раньше узнать, что ее родители известные  спортсмены? То есть трагическая смерть при родах звезды мирового фигурного катания и последующая судьба ее мужа-хоккеиста и маленькой дочери ни у кого не вызывала интереса? И сама девочка, блуждая по просторам интернета, не натыкалась на упоминания отца и матери? Дорогие авторы, такие прорехи в сюжете и называются «халтурой».

Дальше становится только хуже. Надя хочет заниматься фигурным катанием, но отец в ужасе ведь смерть жены была вызвана последствиями спортивной травмы. Фобия льда у профессионального хоккеиста  это, конечно, забавный поворот, но закроем на него глаза. Надя втайне от отца начинает заниматься самостоятельно, об этом узнает Шаталина, которая хочет ей помочь. Герой Петрова раскрывает секрет, выбрасывает коньки и везет дочь домой, случайно попадая в аварию. Авария явно несчастный случай, ни отец, ни дочь серьезно не пострадали, но хоккеиста Горина… лишают родительских прав.

Кадр из фильма

Пшик под песню Басты

Обвинения в его адрес смехотворны, среди свидетелей оказывается даже тренер, который с героем Петрова не общается восемь лет. У хоккеиста есть адвокат, который имеет все шансы парировать претензии, но он молчит. А опекуном маленькой Нади становится… тренер Шаталина, которая ребенку никто.

В чем конфликт между взрослыми героями, которые восемь лет вместе растили Надю,  загадка. Единственная внятная претензия папа не хочет, чтобы дочь занималась фигурным катанием. Запомните, дорогие родители, в России за это теперь лишают родительских прав. И это можно было бы принять, если бы героиня Ароновой выступала в качестве фанатички, решившей вырастить звезду спорта из дочери своей погибшей ученицы. Но тренер Шаталина адекватно говорит, что девочка маленькая, и насколько велики ее перспективы, будет понятно позже.

Последним нормальным человеком в картине остается Надя, которая убеждает Горина и Шаталину, что любит их обоих, и просит помириться. Но они не могут очевидно, потому, что не в состоянии понять причину ссоры. Отец и дочь, мечтая о встрече, делают успехи в спорте Надя в фигурном катании, отец  вернувшись в хоккей.

Кажется, что в финале нас ждет триумф то ли обоих, то ли кого-то одного. Но авторы скручивают зрителям увесистую фигу, вместо этого подсовывая сомнительный сюжет с тройным прыжком Нади на городском катке и примирением всех под песню Басты. Горина мимоходом окончательно лишили родительских прав (!!!), но кому какое до этого дело.

«Так это же сказка», скажете вы. Но дело в том, что даже в сказках у героев так или иначе присутствует логичная мотивация и у положительных персонажей, и у злодеев.

«Лед 2» это собрание музыкальных номеров, между которыми нет нормального сюжета, а есть нагромождение откровенной глупости, превращающее героев в ходячие недоразумения. И к концу понимаешь, что повезло больше всех героине Аглаи Тарасовой сразу умерла и в дальнейшем позоре не участвовала.

«И так сойдет», решили авторы и оказались правы: российская публика охотно заглотила наживку. Правда, ощутимое снижение зрительской аудитории к концу первой недели проката показывает, что слухи о содержании заставили тех, кто еще не успел сходить, дважды подумать.

Смотрите также: