Девушки бегали толпами. Как «Гусарская баллада» испортила жизнь Голубкиной

Кадр из фильма «Гусарская баллада», 1962 год. © / Кадр из фильма

Комедия Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» вышла на экраны в 1962 году и сразу побила все рекорды популярности. А заодно помогла поправить материальное состояние драматургу Александру Гладкову, который еще в 1940-м переложил исторический анекдот про кавалерист-девицу в пьесу.

   
   

Пьеса «Давным-давно» стала дебютом драматурга Гладкова. Премьера героической комедии в стихах, которая первоначально называлась «Питомцы славы», состоялась 7 ноября 1941 года в блокадном Ленинграде. Ее с радостью взяли в репертуар фронтовые бригады и театры в тылу. А спектакль по этой пьесе, поставленный в 1943 году в Центральном театре Красной Армии, отметили Государственной премией СССР.

Сцена из спектакля «Давным-давно». В роли Шуры Азарова — Лариса Голубкина, в роли Кутузова — Владимир Бурлаков. Центральный академический театр Советской Армии. 1971 год. Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман

Слава есть — денег нет

Ольга Трифонова, вдова писателя Юрия Трифонова и директор музея «Дом на набережной», рассказывала aif.ru: «Я как-то с изумлением прочитала рассказ одной дамы о том, как жили советские писатели — она сама к этому кругу принадлежит. Дама пишет, что писателям оплачивали домработниц. Ну это чушь собачья! Более того, жили писатели иногда просто впроголодь… Хороший драматург Александр Гладков, автор пьесы «Давным-давно», которого Юра числил в своих друзьях, был человек умный, талантливый. Но до выхода фильма «Гусарская баллада» Гладков по-настоящему бедствовал… Юрий Валентинович людей жалел и умел дружить. Гладкову Трифонов тогда очень помог — дал денег на кооперативную квартиру. Сумма была значительная, это не просто на ходу сотней поделиться... Поправил свое финансовое положение Гладков только после «Гусарской баллады».

На главную роль — того самого «корнета Азарова» — в свою комедию режиссер Эльдар Рязанов изначально пригласил Алису Фрейндлих. Она прошла многочисленные пробы, но внезапно на эту роль Рязанов взял молодую актрису Ларису Голубкину, которая в то время еще была студенткой. Согласно одним актерским рассказам, Фрейндлих от роли отказалась сама. По другой версии, передумал режиссер — Фрейндлих тогда уже была женщиной в расцвете, а Рязанову требовалась «девочка-мальчик». Принять же Алису Бруновну, пусть и одетую в гусарский костюм, за молодого человека не смог бы никто.

Голубкина, закончив дирижёрско-хоровое отделение Московского музыкально-педагогического училища, тогда училась на втором курсе в ГИТИСе, на отделении музыкальной комедии, где ее педагогом была Мария Максакова, легендарная певица Большого театра. На молоденькую Голубкину гусарский мундир сел как влитой. А Рязанов еще и заставлял актрису и вне съемочной площадки ходить в мужской одежде и вырабатывать мужскую походку — чтобы в кадре она смотрелась достовернее.

Будучи застенчивой от природы, Голубкина оказалась совсем не готова к той популярности, которая свалилась на нее после комедии Рязанова. «Когда я снялась в картине Рязанова «Гусарская баллада», за мной девушки бегали толпами с 1962 года», — признавалась aif.ru Лариса Голубкина.

По ее словам, поклонницы за ней «бегали так, как бегают за актерами-мужиками. А девочки 14-15 лет у меня на пороге ночевали. Конечно, это очень раздражало».

   
   

Больше всего Голубкина поражалась «хватке, упёртости» поклонниц, которая обернулась для нее настоящим кошмаром. «У меня была квартира на Мичуринском проспекте — они там дневали и ночевали. Засовывали спички в замки, чтобы я не попала домой — таким образом они подольше могли смотреть на меня. Утром просыпаюсь — на автобусной остановке уже стоят люди и ждут совсем не автобуса, а когда я из дома выйду».