А ребята-то весёлые! Как режиссёр Александров нашёл Любовь

«Веселые ребята», 1934 г. © / Кадр из фильма

Водки Чемберлену!

История «Весёлых ребят» началась за океаном - будущий режиссёр картины Григорий Александров и его учитель Сергей Эйзен­штейн отправились в путешествие по западным странам повышать квалификацию. Александров записывал всё, что могло помочь ему в создании кинолент, - фильмы и трюки Чарли Чаплина, Бастера Китона, Уолта Диснея и других голливудских столпов.     
   

А в 1933-м Александрова пригласили на закрытое совещание ЦК Компартии. «Речь шла о том, что советский кинозритель справедливо требует советских кинокомедий, а их почти нет, - вспоминал о той встрече Александров. - Это был социальный заказ. Срочный! Сергей Эйзенштейн придумал сценарий «М. М. М.»: Максим Максимович Максимов попадал из современности в Древнюю Русь, а в современной Москве оказывались бояре… Мне эта затея с боярами настолько не понравилась, что я отважился самостоятельно создать музыкальную комедию».

Александрова поддержал руководитель советского кинематографа Борис Шумяцкий. Он считал, что Стране Советов пора заиметь собственную «фабрику грёз». Леонида Утёсова на роль пастуха Кости Потехина также выбрал Шумяцкий - на концерты джазового оркестра Утёсова тогда ломились толпами. А вот Любовь Орлова пока была неизвестна широкому зрителю. По официальной версии, режиссёр увидел красавицу-актрису в музыкальной студии Немировича-Данченко и… пропал. По другим рассказам, Орлова изначально не прошла пробы на роль Анюты, о чём и поведала с грустью своей подруге, знакомой с Александровым. Подруга тут же пригласила режиссёра в гости, по­знакомила его с Орловой и внезапно удалилась. На следующий день Орлова была утверждена на главную роль. Говорят, её кандидатура устроила всех, кроме Утёсова. Он утверждал, что роль юной домработницы не может играть женщина за 30.​

​Живность для фильма собирали по колхозам: коз, баранов, свиней, коров и одного из главных персонажей - быка Чемберлена. У рогатого актёра была плохая репутация. В колхозе заявили, что бык уже расправился с двумя рабочими. Но Александров с Утёсовым не испугались и увезли скотину на съёмочную площадку. Бык поначалу был благосклонен, выполнял все трюки. Когда снималась сцена погрома в доме, животных поили настоящим алкоголем, и бык так напился, что чуть не затоптал половину съёмочной группы. С этого момента быка начали поить водкой с бромом. Утёсов позже вспоминал, что лучше всех сыграл поросёнок, который, выпив несколько глотков коньяка, идеально разгромил стол и свалился в тарелку. Остальные рогатые и копытные с помощью дрессировщиков, морковки и бутафорской мебели из соломы и хлебобулочных изделий тоже неплохо справились со своими ролями. 

Итогом съёмочного процесса «Весёлых ребят» в Гаграх стали: комедия, вошедшая в золотой фонд советского кино; подпорченная животными дача известного доктора царской фамилии Сергея Фёдорова и... развал семьи Григория Александрова. Режиссёр зачем-то привёз с собой в Гагры жену и сына, которые и стали свидетелями бурного романа между ним и Орловой.

Кадр из фильма «Веселые ребята», 1934 г.

Всем смеяться!

Изначально Григорий Александров назвал свою картину «Джаз-комедия». Но во время первого показа ленты для избранных летом 1934 г. на даче Максима Горького кто-то произнёс: «Это весёлые ребята!» - Горький поддакнул, Александров записал в блокнотик, и фильм получил новое название.  

Уже готовились афиши к премьере, Александров и Орлова предвкушали успех. Но 1 декабря убили Кирова, в стране объявили траур. Создатели «Весёлых ребят» были уверены, что картину положат на полку. Но вскоре Борису Шумяцкому прилетел приказ от Сталина - готовить «Весёлых ребят» к показу, чтобы в Новый год граждане Советского Союза не грустили, а смеялись. В дополнение к комедии было приказано выпустить пластинки, конфеты и сигареты.

   
   

Любовь Орлова стала актри­сой № 1 в СССР и законной женой Григория Александрова, сам Александров получил боевой орден и благосклонность властей, Утёсову подарили фотоаппарат. Но не всем этот фильм принёс счастье. Ещё во время работы над картиной были арестованы и сосланы в Сибирь авторы сценария Эрдман и Масс, а после Борис Шумяцкий и оператор Владимир Нильсен расстреляны как враги народа…

«1932-1933 гг. - это были страшно тяжёлые годы коллективизации, страна голодала, ввели карточки. Поэтому Сталин провозгласил лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее!», дав указание скрывать тяжести и выпячивать достоинства нашей жизни, - рассказывает историк Рой Медведев. - Подключился к соцзаказу и кинематограф. И в 1934 г. появилась комедия «Весёлые ребята». Это был небольшой период оттепели, когда режиссёрам ещё многое позволяли на экране. Но после покушения на Кирова начали закручивать гайки, пошли репрессии. Под их каток попали и некоторые создатели «Весёлых ребят». Любовь Орлова очень нравилась Сталину, он её ценил, но к себе так и не приблизил, возможно, из-за репрессированного первого мужа.

Картину «Весёлые ребята» страна действительно полюбила. Я её смотрел ещё мальчиком и до сих пор помню. У Сталина она была одной из любимых наравне с «Огнями большого города» Чарли Чаплина и «Лениным в октябре» Михаила Ромма. Сталин вообще был жуткий киноман, один и тот же фильм мог посмотреть раз 50». 

Кстати
На днях по одному из кабельных каналов показали снятый в 1960 г. Григорием Александровым фильм «Русский сувенир», естественно, с Любовью Орловой в главной роли. В этом фильме рассказывается о том, как на берегу Байкала совершает вынужденную посадку самолёт с иностранными туристами, летящими в Пекин. Так вот, в одной из сцен в тайге указатели на столбе «Коммунизм», «Ленинский путь» и «Социализм» направлены в разные стороны. А вы говорите, что в Советском Союзе свирепствовала страшная цензура...