Максим Горький, писатель. «О зрителе», «Литературная газета», 29 октября 1933 г.:
— Наблюдателя интересуют смыслы фактов, процессы организации фактов, зритель же отмечает почти исключительно изменения привычных форм и отношений, приписывая эти изменения действию некоей безумной воли, коя в дьявольской гордости своей изменяет, разрушает и даже испепеляет всё приятно привычное и существовавшее века.
Например: заметив надстроенный этаж на одном из двухэтажных домов какой-нибудь Мещанской улицы, зритель не усмотрит в этом факте ничего, кроме искажения архитектуры старого здания. И единомыслящему соплеменнику своему скажет: «Портят Москву, Чухлому из Москвы делают!», хотя в Чухломе не был, что она такое — не знает, и даже не уверен: город это или символ глупости?
Сам он, зритель, скромен и от участия в строительстве разнообразно уклоняется. Он не любит ответственности, ответственность несимпатична ему.
Совесть у него составлена из трёх слагаемых: из нежной привязанности к прошлому, непобедимой антипатии к настоящему, из страха перед будущим.
Зритель — неутомимый и неумолимый критик, но к самокритике органически неспособен. Живёт он толчками сзади, и каждый раз, когда история даёт ему почувствовать силу свою, он, поглаживая мягкое место ушиба, охает и стонет, обвиняя историю в невежливом обращении с ним, «неповторимой личностью», «царём природы», и прочая и прочая.
На фоне действительности нашей зритель уже — комический тип, материалишко для комедии. Но нередко случается, что он сам делает литературу, и вот это очень плохо, ибо укусы трупной мухи могут вызвать общее заражение крови... Не пора ли несколько понизить вредно действующий на приличные нервы шум, дым, треск?
Смотрите также:
- Борис Стругацкий: В западном Обществе Потребления не вижу ничего плохого →
- Б. Стругацкий: До «1984» дело не дойдет, но авторитаризм восторжествует →
- Биотопливо из «Незнайки». Сергей Лукьяненко - о прогнозах фантастов →