В ночь с 24 на 25 апреля в России в четвёртый раз пройдёт ежегодный фестиваль чтения — «Библионочь», которая станет одним из важнейших событий Года литературы. В эту ночь многие библиотеки, литературные музеи, книжные магазины расширяют формат и время работы. Посетителям предложат разгадывать литературные тайны, катаясь на велосипеде по историческим улицам Москвы (велоквест), написать дневник горожанина, поучаствовать в творческих встречах с писателями и актёрами, юных читателей ждут «Библиосумерки» и многое другое. Тема всех мероприятий акции в этом году — «Открой дневник — поймай время».
► «Библионочь-2015», афиша мероприятия →
«Библионочь» — одно из мероприятий, призванных «вдохнуть новую жизнь» в систему библиотек, пробудить новый интерес к ним у тех, кто ходил в них раньше, и привлечь тех, кто о библиотеках только слышал. Но что могут предложить библиотеки поколению, которому через интернет доступна едва ли не любая книга? Какими должны быть современные библиотеки, есть ли сегодня желающие учиться на библиотекарей? Об это «АиФ» рассказала Светлана Чазова, директор Информационно-библиотечного центра Московского государственного института культуры.
Квест в реале, а не в виртуале
Юлия Борта, «АиФ»: Светлана Анатольевна, раньше совершенно невозможно было представить себе в библиотеке ничего, кроме чтения книг. А сейчас?
Светлана Чазова: Сегодня библиотеки активно пытаются привлечь читателей, организуя интересный
Сегодня уважающая себя библиотека не только имеет хороший сайт, где можно посмотреть списки книг, выбрать интересующую литературу, но и активно взаимодействует с читателями в социальных сетях. Из просто чтения библиотеки выходят на уровень создания информационно-культурного, информационно-образовательного пространства.
— Общение общением, но за книжкой всё равно придётся ехать в библиотеку.
— Не всегда. Сейчас есть электронные полнотекстовые копии изданий, которые читатель в режиме удалённого доступа может получить, вообще не приходя в библиотеку. Конечно, далеко не любую книжку. Сегодня в открытом доступе представлены многие классические произведения отечественной литературы. Высоким спросом пользуется учебная литература, предназначенная для самообразования, получения новых знаний. В частности, для нашей библиотеки это уже норма.
— Как в такой ситуации соблюдаются авторские права?
— Если авторы — преподаватели вуза, то чаще всего проблем нет. Также существуют агрегаторы электронного контента. То есть библиотека может платить некие средства владельцам коллекции за использование их ресурсов. Читатель пользуется этими книгами уже бесплатно. Не все библиотеки такой подход приветствуют. Существует специфика и собственно информационных ресурсов, и читательских практик, поэтому есть библиотеки, которые предоставляют полнотекстовые варианты только в стенах самой библиотеки.
— Наверное, и каталоги с карточками уже устарели, всё в компьютерах?
— И в компьютерах тоже. Многие библиотеки уже отказываются от традиционных каталогов. Но есть и другой подход, когда параллельно с компьютерными базами ведётся бумажный каталог. Это необязательно, но важно иметь резерв на случай, если что-то случится с техникой или сетью, в случае отключения электричества и других нестандартных ситуаций. Современные специализированные информационные системы, разработанные именно для библиотек, позволяют учитывать особенности книжного фонда, а главное — эффективно производить поиск книг, что в сравнении с традиционными карточками более оперативно и полноаспектно.
Читают, да не то?
— Неужели сейчас кто-то идёт учиться в вуз на библиотекарей?
— Да, люди поступают, получают дипломы вуза по библиотечно-информационной деятельности, идут работать в библиотеки. Причём многие работают, ещё будучи студентами. Всё это никуда не делось. К сожалению, приток молодёжи в эту область сейчас не так широк, как требует реальность, с молодыми кадрами библиотека динамичнее меняется, активнее используются современные информационные технологии.
— Сейчас старшее поколение жалуется: дети стали меньше читать. Вы согласны?
— Раньше говорили, что СССР — самая читающая страна в мире. А сейчас какая?
— Таких исследований читающего населения в мире не проводилось. Но об этом можно судить по тому, в какой стране больше всего в открытом доступе электронных коллекций книг, насколько они приближены к современному читателю. Есть в интернете такие международные коллекции и проекты, где, к примеру, собираются детские сказки на всех языках. Книги представлены буквально с эффектом пролистывания и оригинальными иллюстрациями. Если общество, социально-культурная сфера государства ориентированы на это — выкупает права у правообладателей, издательств, авторов и формирует такие книжные коллекции, чтобы доводить их до населения, то здесь даже не надо проводить никаких исследований, эта страна будет читающей. Там, где всё закрывают и запрещают, читать будут меньше.