Рахманинов: триумфы и неудачи великого эмигранта, влюбленного в Россию

Сергей Рахманинов. Фото: ru.wikipedia.org

Как и многие великие деятели искусства, в начале своей карьеры Рахманинов потерпел большую неудачу – несмотря на потенциал и известность, которую приобрел музыкант к тому времени, премьера его Первой симфонии в 1897 году с треском провалилась. Для кого-то эта неудача могла бы показаться лишь небольшой неприятностью, которую легко пережить и начать все сначала. Но только не для Сергея Рахманинова.

   
   

Начав заниматься музыкой в раннем детстве, музыкант относился к своей деятельности с большим трепетом и ответственностью, а к таланту – с осторожностью. После знакомства с Чайковским, яркой дипломной работы и окончания Московской консерватории с отличием, Рахманинов уверился в своих силах. И тут такая неудача.

На то, чтобы восстановиться, композитору понадобилось три года – возвращение Сергея Рахманинова со Второй симфонией ознаменовало начало новой эпохи его творчества – более зрелой, наполненной эмоциональными переживаниями и полнотой художественного высказывания.

В начале двадцатого века Рахманинов много путешествует с гастролями – случается, что Россию он покидает на несколько лет, задерживаясь то в Германии, то в Америке. Ну, а после революции композитор отправляется в самое дальнее свое странствие, став в одночасье эмигрантом. После нескольких концертов в Европе, Рахманинов уезжает оттуда и решает поселиться в Нью-Йорке.

Но оказалось, что ездить с гастролями и уехать из России навсегда – две кардинально разные вещи. Для Рахманинова, чье творчество наполнено любовью и воплощениями образов Родины, порвать с Россией оказалось чрезвычайно тяжело. Все его композиции, мелодичные и искренние, будто впитали в себя особенности русского распева, народных песен и колокольного перезвона – Родина всегда была центральной темой творчества великого композитора. Наверное, поэтому, покинув Россию, Рахманинов вновь пережил творческий кризис, на этот раз он затянулся на долгие 10 лет.

   
   

В этот период Рахманинов сконцентрировался на исполнительской деятельности – в качестве пианиста и дирижера музыкант стал известен по всему миру. Большую часть денег, полученных с бесчисленных концертов, Рахманинов направлял на поддержание своих соотечественников в России и за рубежом. Но со временем он вернулся и к созданию произведений – после нескольких неприметных композиций, он пишет Третью симфонию и Четвертый концерт.

В год начала Великой Отечественной войны выходит и одно из величайших музыкальных произведений XX века – «Симфонические танцы», которое сам композитор планировал отдать хореографу Михаилу Фокину для создания одноименного балета.

«Симфонические танцы» созданы композитором в одно из самых трудных времен - и для него, и для всего человечества. Для Рахманинова эта композиция оказалась важнейшим этапом на новом жизненном переломе: он переживал и за судьбу Европы и своей страны, и за свою дочку, которая осталась в оккупированном Париже. Решительный в своих произведениях, в жизни Рахманинов тяжело переживал все неприятности и трагедии, которые происходили вокруг. Написанное в мучениях, на изломе, это творение было наполнено переживаниями и страстными эмоциями, а потому получилось настолько контрастным и масштабным. Но и в нем, спустя несколько десятков лет после того, как Рахманинов покинул Россию, слышны мотивы церковной музыки и русских напевов. Рахманинов не забывает о своей Родине, а его произведения все также наполнены певучей глубиной тона и одухотворенности.

Всего за время жизни за пределами России Рахманинов написал 6 крупных произведений, а его деятельность в качестве пианиста и дирижера принесла ему всемирную славу. Важнейшую роль композитор сыграл и в развитии русского балета – духовность, которой были пронизаны музыкальные произведения Рахманинова, давала возможность балетмейстерам, художникам и танцовщикам составлять по крупицам творческое наследие русской культуры, создавая потрясающие произведения искусства.

«Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды», - так говорил о себе композитор, которому пришлось прожить большую свою часть жизни за границей.

Смотрите также: