«Две мучительные вещи – когда теряешь голос и постоянная боль». Скончался поэт Андрей Вознесенский

Во вторник в возрасте 77 лет после тяжелой продолжительной болезни скончался известный поэт Андрей Вознесенский. Как сообщает Интерфакс, поэт умер у себя дома.

   
   

Недавно поэт скромно отметил свой 77-й день рождения. 12 мая в течение двух часов знаменитый поэт и писатель принимал у себя на даче самых близких друзей. Пышных торжеств не устраивали, ведь Андрей Андреевич недавно вернулся из Германии, где мюнхенские врачи сделали ему операцию на сосудах. Вознесенский до этого уже перенес два инсульта - хирургическое вмешательство было необходимо, чтобы не допустить третьего (поэту устранили атеросклеротические повреждения артерий). Последние месяцы здоровье поэта резко пошатнулось, но на людях Вознесенский держался по мере сил прямо и уверенно и никогда не жаловался.

- Тут восхищаться незачем, это норма. После того как держался раненый Пушкин, после героических последних месяцев Пастернака – что добавишь? Я в относительном комфорте, меня не травят, слава Богу, отношения с царем выяснять не надо… Две мучительные вещи – приступы, когда теряешь голос, и почти постоянная боль. Поэту трудно без голоса. Я всегда любил читать, многие вещи рассчитаны на устное исполнение. Это надо произносить, или петь, или молиться вслух – все это вещи голосовые. А боль плоха тем, что не вырабатывается привычка, нельзя приспособиться. Но есть навык, я умею сопротивляться – что-то бормочешь про себя, стихи и тут помогают, - говорил он в интервью «Собеседнику».

Андрей Вознесенский был одним из наиболее известных поэтов-шестидесятников. Ему принадлежат два десятка сборников стихов и прозы, стихи к рок-опере «Юнона и Авось», многим другим музыкальным произведениям.

Литературная карьера Вознесенского началась со знакомства с Борисом Пастернаком, которому он в 14 лет послал свои стихи. Позднее Вознесенский говорил, что Пастернак оказал на него «исключительное влияние как поэт и как человек».

Первым же опубликованным сборником, «Мозаика», вышедшим в 1960 году, Вознесенский навлек критику властей и обвинения в «антисоветчине». Ему периодически запрещали издаваться, однако вновь выходящие сборники стихов распространялись подпольно. А когда поэту пришлось уехать в США, чтобы иметь возможность выступать перед живой аудиторией, в его адрес посыпались обвинения в том, что «вознесенский обуржуазился».

- Декадентом обзывали, врагом народа, формалистом. «Буржуазия», «пролетариат» — это вообще все марксистская феня, прошлогодний снег. Классов нет, есть люди. Сейчас все настолько перемешано!.. Но если говорить о мире прошлого, когда была буржуазия, то я отношусь к ней, как и поэты Серебряного века — «И с ненавистью, и с любовью». Так Блок говорил. А, собственно, за что ненавидеть? За приземленность, за то, что не поднимали рыла, роя трюфели, чтобы взглянуть на звезды. Хотя и там тоже есть личности яркие, - отвечал критикам Вознесенский в интервью нашей газете.

   
   

- Конечно, люди стараются выжить и чтобы с крыши не капало… Я отдал бы все свое искусство, чтобы мы жили, как в Голландии. Но тогда России не будет! Стихи на стадионах поэты читали только в России. Сейчас нет «стадионов», но, может, и к лучшему, если человек созерцает звезды у себя в душе, а не на большую дорогу выходит грабить. Я вообще не из пугливых. Да и сейчас, в наше время, когда никто ничего не боится, поэзия должна быть чистой от всего. Кстати, Лермонтова пристрелили не тогда, когда он писал свою публицистику, а после того, как он коснулся Демона и написал: «Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу…», - говорил Андрей Вознесенский о поэзии и о том, каким должен был быть настоящий поэт.

Биография:

Родился 12 мая 1933 года в Москве в семье гидроинженера. В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым оказала сильное влияние на его судьбу. Закончил в 1957 году Московский архитектурный институт.

Первые зрелые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Фактически, он ученик не только Пастернака, но и последнего футуриста Семена Кирсанова. Футуризм в России воскрес в стихах Вознесенского.

Читайте также:

Алла Пугачева: «Вознесенский обессмертил себя своими песнями». СЛУШАТЬ песни