Обязанность оформления гражданской ответственности автомобилиста прописана в законе и передвижение по дорогам общего пользования без полиса ОСАГО грозит символическим штрафом от 500 до 800 рублей (с 1 сентября 2013 года – 800 рублей) и более проблематичным запрещеним эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков. Так что во избежание проблем, лучше без страховки не ездить. Поскольку оформление полиса ОСАГО невозможно без прохождения технического осмотра (ТО), то возникает несколько ситуаций их взаимодействия.
1. Нет техосмотра, нет ОСАГО, автомобиль не стоит на учёте
Для того чтобы не возникло проблем при общении с сотрудниками ГИБДД на тему отсутствия ОСАГО, нужно оформить полис, срок действия которого составляет 20 дней. Эта возможность предусмотрена п.3 статьи 10 «Срок действия договора обязательного страхования» Федерального закона. При этом в данные полиса вписывается только VIN автомобиля.
После оформления такого договора нужно пройти техосмотр. Имея на руках диагностическую карту покупается годовой полис и уже с ним можно отправляться в ГИБДД для постановки автомобиля на учёт. После получения регистрационных знаков номер автомобиля нужно сообщить в страховую компанию и вписать эту информацию в полис.
2. Нет техосмотра, нет ОСАГО, автомобиль зарегистрирован
Процедура практически не отличается от предыдущей ситуации, только после прохождения техосмотра и при оформлении годового полиса ОСАГО, в него вписываются сразу все необходимые данные, включая госномер автомобиля.
Нужен ли техосмотр на новый автомобиль →
3. Нет техосмотра, есть ОСАГО
Поскольку по действующему законодательству наличие ТО контролирует только страховая компания, с которой заключается договор обязательного страхования, то при наличии полиса техосмотр никому не нужен. ГИБДД не имеет права проверять наличие диагностической карты. Теоретически ответственность может возникнуть при ДТП, произошедшем из-за технической неисправности автомобиля, из-за которого может возникнуть вопрос о нарушением действующего законодательства при оформлении ОСАГО. Но страховым компаниям вскрывать эти нарушения не выгодно, если только это нарушение не выявлено контролирующими органами. %Если такая ситуация произошла, то страховщики просят своих клиентов предоставить диагностическую карту. Если ТО не пройден, то договор может быть расторгнут.
4. Есть техосмотр, нет ОСАГО
Статья 15 п. «е» закона «Об ОСАГО» говорит о том, что среди документов, необходимых для оформления договора должна быть «диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств». О каком-либо требовании к сроку действия этой карты речи не идёт. Поэтому, даже если действие диагностической карты заканчивается «завтра», то «сегодня» по ней можно оформить полис ОСАГО.
5. Есть техосмотр, есть ОСАГО
Понятно, что это оптимальная ситуация. В случае ДТП страховая компания не вправе отказать в выплате по ОСАГО или предъявить регресс к автовладельцу. Если же авария произошла из-за плохого технического состояния автомобиля, то ответственность будет нести оператор технического осмотра. Пункт 2 статьи 24 закона о техосмотре гласит, что «если в ходе проведения технического осмотра оператором технического осмотра не выявлены технические неисправности транспортного средства либо такие неисправности выявлены, но сведения о них не были внесены в диагностическую карту, оператор технического осмотра должен возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей».
В следующий четверг читайте о том, как обманывают клиетов в автосервисах | ||||