Уже почти полтора десятилетия автомобили продаются со штатными системами омывания фар. Чаще всего эти устройства применяются на транспортных средствах с ксеноновым головным светом. Но на обычной галогенной оптике они тоже встречаются. Беда омывателей в том, что они слишком сильно расходуют дорогую незамерзающую жидкость. Срабатывание форсунок происходит через каждое пятое использование стеклоомывателя. Чем чаще водитель тянет подрулевой рычажок очистки ветрового стекла, тем больше жидкости льется и на фары. И через пару поездок по дорогам, политым противогололедными химическими реагентами, омыватели фар могут в автоматическом режиме разбрызгать большую часть дорогой изопропиловой жидкости. Естественно, это не нравится водителям, и они стараются найти способы сэкономить.
К чему приведет отключение?
Отключаются омыватели фар двумя способами. Можно снять бампер и перетянуть трубки поступления жидкости, а можно просто вытащить реле омывателя фар.
В некоторых моделях автомобилей эту функцию отключают программно с помощью диагностического сканера. Для этого, правда, нужно посетить неофициальную мастерскую.
Другие водители поступают проще и находят предохранитель, отвечающий за омыватели фар. Если его демонтировать, то узел перестанет работать. Правда, на некоторых машинах предохранители стоят не на одном техническом узле, а перекрывают электросхему, запитывающую несколько опций. Поэтому есть риск, что при удалении предохранителя в машине перестанет действовать еще что-нибудь.
Такое вмешательство в технику не приветствуется с точки зрения безопасности.
Дело в том, что сейчас есть требования Технического регламента Таможенного союза, без соответствия которым ездить на машине нельзя. В пункте 7.18 перечня неисправностей говорится, что эксплуатация транспортного средства запрещена, если в его конструкцию «внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых правительством Российской Федерации».
И если машина имеет неисправности, влияющие на эффективность работы головного освещения, то сотрудники ГИБДД вправе проверить работоспособность системы омывания фар, хотя делают это очень редко.
В случае обнаружения неправомерного вмешательства в конструкцию автомобиля инспектор ГИБДД вправе выписать штраф по статье 12.5 КоАП РФ в размере 500 руб.
Почему омыватель настолько важен для фар?
Дело в том, что ксеноновый свет имеет интересный спектр. У него вся энергия сконцентрирована в двух узких диапазонах электромагнитных волн. Первый невидим для человеческого глаза и лежит в области ультрафиолетового излучения. А второй приходится на яркий белый свет в пределах 440-520 nm.
Ксеноновые газоразрядные HID-лампы, излучающие свет дискретного спектра в узком диапазоне 440-520 nm, отличаются по цвету от галогенных. Их лучи намного ярче и лучше освещают пространство, однако они же ввиду короткой длины волны хорошо рассеиваются в мелких частицах пыли и в химическом соляном налете на поверхности фар.
Лучи узкого диапазона поглощаются грязным налетом и рассеиваются в нем как в фильтре. Частички налета величиной в 500 и более нанометров препятствуют прохождению лучей ксенонового света, отражают и рассеивают их, отчего эффективность ксенононовых фар заметно снижается, а область паразитной засветки увеличивается. Фары начинают светить по сторонам и вверх, как противотуманки. В результате нарушается светотеневая граница и искажается направление потока света.
Правда, в российских условиях в зимний период омыватели фар плохо справляются с химическим налетом противогололедных реагентов. Фары покрываются белой пленкой и перестают хорошо светить. Тогда приходится протирать их влажными салфетками или счищать высыхающий налет тряпкой.