Почему машина «ест» резину?

Категория:  Обслуживание Авто
Ответ редакции

Подержанный автомобиль может преподнести сюрприз новому владельцу. Если при ознакомительной поездке все системы работают идеально, нет посторонних шумов, стуков и прочих симптомов поврежденной подвески, то это не значит, что в машине нет серьезных скрытых дефектов. Через полгода водитель вдруг замечает, что одно или несколько колес оказывается истертым неравномерно. Глубокие следы выработки видны по бокам или в середине. Причем протектор нового колеса может сойти до корда буквально за несколько месяцев. Водители в этом случае говорят, что машина начала есть резину. Почему это происходит?

   
   

Нарушения настроек схода и развала

При правильной работе подвески обычное колесо легкового автомобиля должно служить более 5 лет. У аккуратных водителей комплект колес ходит 6-8 лет, причем высота протектора может даже укладываться в нормативы технического регламента. Однако ездить на них уже нельзя из-за возрастных разрушений слоев резины. Если выработка протектора идет ускоренными темпами и через пару месяцев нормальной езды протектор заметно сократился, то пора искать причины происходящего.

Чаще всего автомобиль ест резину из-за неправильной регулировки схода и развала колес. В этом случае заметен пилообразный износ «елочкой» с внутренней стороны покрышки. Такие повреждения чаще появляются на колесах задней оси, если автомобиль переднеприводный или на передних колесах, если машина заднеприводная.

Схождение — это элемент настройки подвески, отвечающей за поворот колеса относительно хода движения. Правильное схождение компенсирует упругий ход деталей подвески и положительным образом влияет на устойчивость автомобиля на высоких скоростях.

Если изнашиваются внешние стороны колес, то чаще всего причиной такой неприятности становится сбитый развал. Эта характеристика подвески отвечает за правильный наклон колеса в вертикальной плоскости, что положительно сказывается на управляемости и на реакциях автомобиля на команды рулем.

Правильно настроенные углы развала колес увеличивают площадь пятна контакта покрышки с дорогой, способствуют улучшению динамических характеристик машины.

   
   

Сход и развал регулируются один раз в несколько лет, но бывает, что на плохих дорогах из-за ударов о ямы настройки подвески сбиваются. Одно из колес может сместиться на несколько градусов, из-за чего в пятнах контактов всех колес начнут действовать силы, уводящие транспортное средство с траектории движения. В этом случае приходится корректировать настройки.

Кроме того, сход необходимо регулировать после ремонта подвески или замены ее элементов. К примеру, машину необходимо отправить на измерительный стенд после установки новых амортизаторов или пружин.

Сбитые настройки схода и развала колес не являются неисправностью и легко приводятся в соответствие с требованиями для той или иной модели.

Недокачанные колеса

Неравномерный износ возникает в результате езды с недокачанными колесами. Если держать давление в покрышке на уровне 1,5 атмосфер и ниже, вместо стандартных 2,1 атм., то поперечное сечение шины изгибается в виде подковки, и главный упор идет на внешние края. В этом случае на протекторе появляются две крупные залысины справа и слева.

Если же покрышка наоборот перекачивается, то подошва колеса округляется, пятно контакта сокращается, и вся нагрузка идет на центральную зону протектора. Возникает износ средних слоев, из-за чего шина со временем теряет равномерность рисунка.

В этом случае необходимо проверить давление и довести его до нормативного.

Неправильная установка шин

Неравномерный износ колеса также начинается при неправильной установке колес. Дело в том, что сейчас продаются шины с особыми характеристиками протектора. Бывают симметричные и несиметричные шины.

Среди самых распространенных типов колес — симметричный направленный. Чаще всего такие шины имеют протектор в виде «елочки». Их часто называют «дождевыми» за хорошую способность отводить воду на высоких скоростях. Устанавливать такие колеса нужно только по направлению движения, указанному на них стрелочкой с надписью Rotation.

Для легковых машин часто используются шины с несимметричным ненаправленным протектором. Шины с таким рисунком обычно имеют широкие канавки сбоку колеса. Канавка нужна для стабилизации колеса на прямой, а рисунок протектора помимо водоотвода еще создает дополнительное боковое усилие. Тем самым, машина стабилизируется вокруг своего центра масс.

Важно соблюдать сторону установки колеса. На боковинах шины есть маркировка Outside и Inside, а также метки в виде частых наклоненных насечек или изображения стрелок, указывающих предписанное производителем направление вращения.

Если колесо будет стоять неправильно, то в пятне его контакта будут возникать посторонние силы, стремящиеся отклонить его в сторону. Автомобиль будет немного подруливать, из-за чего начнется паразитное трение в каком-то из колес и как следствие — повышенный износ резины.

Восстановлению не подлежит

Самая неприятная причина неравномерного износа шин кроется в нарушениях геометрии кузова. После серьезных аварий силовой каркас кузова может деформироваться, и его элементы отклоняются от стандартных значений на несколько миллиметров в разные стороны. Этого вполне достаточно, чтобы вместе с ними отклонились и узлы подвески. На кривом кузове выставить правильные углы схода и развала колес невозможно. В итоге, колеса едут уже не по одинаковым траекториям, а вразнобой. Появляются дополнительные силы трения, и машина начинает есть резину. Как правило, такой автомобиль восстановлению не подлежит и его можно продать только на запчасти.