Необкатанная резина. Почему новые «липучки» опаснее поезженных?

Зимняя резина призвана работать в экстремальных условиях, и на ее функциональность влияют многие факторы. Даже небольшое снижение коэффициента сцепления может оказаться критическим при поездках по льду или по укатанному снегу. Автомобиль рискует сорваться в занос в тех местах, где раньше он проезжал без проблем. Причем чаще всего такие аварии случаются на новых шинах, только что купленных в магазине. Водители надеются на их качество и хорошие сцепные свойства, превышают скорость и оказываются в кювете. 

   
   

Новые хуже старых

Шипованные и нешипованные колеса в первый период использования ведут себя совсем не так, как указано в технических характеристиках. Сцепные свойства колес не удовлетворяют заявленным требованиям, из-за чего автомобилисты нередко попадают в неприятные ситуации. Тормозной путь растягивается и приходится ограничивать скорость и маневры для снижения риска столкновения. Самое интересное, что в таких же условиях старая трехлетняя поезженная зимняя резина ведет себя намного увереннее новой. Как утверждают производители, фрикционные шины выходят на запланированные инженерами характеристики только через несколько недель активной езды. Эти особенности возникают из-за технологий производства колес. Поэтому новые «липучки», так же, как и новые автомобили необходимо обкатывать. 

Обкатка колес

Процесс обкатки предполагает несколько режимов езды, при которых нешипованные фрикционные покрышки теряют верхний слой резины. Дело в том, что при изготовлении на заводе разгоряченная резина будущего протектора формирует неоднородности в своих верхних слоях. Они содержат шлаки и окислы, которые необходимо удалять для доступа к изолированной от кислорода рабочей поверхности резины с заранее просчитанными химическими характеристиками. Кроме того, протектор, наваренный на шину, имеет снаружи различные технологические загрязнения, в том числе защитный слой, препятствующий загрязнению ламелей. Этот же слой служит для защиты от коробления, высыхания, промерзания или слипания колес друг с другом при хранении на складах.

Однако при езде эта въевшаяся в поры протектора смазка снижает его сцепные свойства. Поэтому его также необходимо удалять. Причем делать это должен владелец при езде по асфальтовым дорогам с высокими сцепными свойствами.

Для шипованных колес также требуется обкатка для надежного закрепления шипов в посадочных гнездах протектора. Дело в том, что ни один станок не гарантирует на 100% вставку всех шипов на одинаковую глубину погружения. Зубья обжимаются резиной только при разносторонних нагрузках во время движения, иначе при активном торможении они рискуют выскочить из колодцев. 

Процесс обкатки

Производители отмечают, что обкатывать шипованные и нешипованные зимние шины следует до наступления минусовых температур. Лучшее время — осень, при устоявшейся дневной температуре воздуха не выше +7 гр.

Желательно проводить обкатку на асфальтовых дорогах, избегая поездок во время обильных осадков в виде дождя или снега.

   
   

Не возбраняется ездить в это время по грунтовкам, проселочным и гравийным трассам. Мелкие камни и песок обладают высокими абразивными свойствами и хорошо стирают верхний слой.

Манера езды может быть любая, если дороги не покрыты снегом или льдом. Если же водитель все-таки попал в снегопад или видит обледенелую дорогу, то лучше ограничить максимальную скорость до 70 км/ч и держать дистанцию до других транспортных средств. Необкатанные «липучки» ведут себя на снегу так же, как летние шины.

Время обкатки занимает около двух недель и растягивается примерно на 200 км пробега. Затем зимние колеса достигают паспортных характеристик. 

Преимущества «липучек»

Преимущества «липучек» заключаются в мягкой резиновой смеси, которая отлично адаптируется к разным температурным перепадам и сохраняет эластичность. Тесты показывают, что при морозах сильнее −25 градусов фрикционные шины твердеют меньше, чем шипованные.

В основе принципа работы фрикционных шин лежит частое ламелирование (от слова «ламель», то есть прорезь или насечка). Большое количество ламелей в рисунке протектора создает достаточное число кромок для увеличения сцепления с поверхностью.

Фрикционные шины хорошо работают в межсезонье и при температурах около нуля градусов. Они лучше тормозят на сухом и твердом покрытии при любой температуре, потому как не имеют твердых шипов и облегают асфальт в пятне контакта. Не удивительно, что «липучки» часто ставят на спортивные машины.

Однако самым опасным их врагом считается гладкий лед или мокрый накат. Ламели быстро забиваются снегом и водой, отчего коэффициент сцепления резко падает.