Дефицитные коробки. Что за «автоматы» теперь трудно купить на Lada?

Разговоры о продаже концерном Renault своей доли в АвтоВАЗе, а также перебои с поставками комплектующих для автомобильных производств вызвали беспокойство о перспективах нарастания дефицита автоматических трансмиссий. Официальных заявлений руководства бренда Lada о пересмотре комплектаций существующих моделей еще нет, но дилеры уже начали поднимать цены на автомобили с двумя педалями. Покупателям сообщается, что если Lada с «автоматом» не купить сейчас, то в будущем это будет почти невозможно. Что же это за диковинные «автоматы» ставились на машины АвтоВАЗа и насколько они были популярны у водителей?

   
   

Какова доля «автомата» в продажах Lada?

По данным агентства «Автостат», доля продаж автомобилей Lada с автоматической трансмиссией всегда находилась на низком уровне. В 2021 году на Lada с «автоматом» приходилось 10% продаж, а по итогам 1 квартала 2022 года это соотношение снизилось до 7%. Среди почитателей бренда велика доля автомобилистов со стажем, которые привыкли к механическим коробкам и скептически относятся к импортным трансмиссиям. Кроме того, не каждый ценитель бренда имеет возможность купить подобную трансмиссию из-за высокой цены, а те, кто подобной возможностью располагает, чаще обращают свое внимание на корейские автомобили в аналогичных комплектациях.

Дешевый, но надежный

На автомобили бренда Lada ставились две автоматические коробки передач. Первая предназначалась для семейства Калина-Granta. А вторая шла на Vesta и на семейство моделей, построенных на глобальной французской платформе B0, известной по Logan.

Самым известным стал гидромеханический четырехступенчатый «автомат» Jatco JF414E с передаточным соотношением 4,1. Это один из самых распространенных и надежных японских агрегатов, который был разработан в 1989 году и прошел модернизацию в начале 2000-х годов. Эта коробка отличалась хорошей плавностью хода, ставилась на многие модели компании Nissan. После морального устаревания и резкого удешевления она была выбрана для российского рынка.

Для Granta и Калины был адаптирован тяговитый 98-сильный 1,6-литровый шестнадцатиклапанник ВАЗ-21126 с облегченной шатунно-поршневой группой. Причем японская трансмиссия поставлялась из-за рубежа и не имела российской сборки.

Нормативный срок службы «автомата» был заявлен японцами в десять лет, хотя в реальности все зависит от пробега. При аккуратном использовании коробка проездит свыше 200 тыс. км. Заводская гарантия на коробку всего три года, или 50 тысяч километров пробега.

Примечательно, что ремонт трансмиссии затруднен из-за нарастающего дефицита запчастей. Раньше, если случались серьезные поломки, то гарантийные автомобили вывешивались на подъемниках, с них снимались дефектные коробки, а вместо них устанавливались новые. Сейчас подобная операция уже не всегда возможна из-за отсутствия запасных коробок на складе.

   
   

Вариатор с двумя ступенями

На автомобиль Lada XRAY устанавливался принципиально другой «автомат» — Jatco JF015E. Lada XRAY является технической копией Renault Sandero, и для него было решено использовать более современную трансмиссию, которая обеспечивает лучшие показатели по выбросам вредных веществ. Коробка имеет интересную конструкцию. Технически это вариатор, который работает за счет изменения передаточного отношения посредством перемещения конусообразных шкивов. Однако у коробки есть один планетарный ряд, как на классических «автоматах», обеспечивающий две ступени для движения вперед и одну для движения назад. Такая схема позволила значительно уменьшить размеры конусов и, соответственно, снизить общие габариты вариатора.

Первая ступень задействуется при низкой скорости автомобиля и при высоких оборотах двигателя. Вторая передача включается после 30 км/ч и позволяет машине эффективно передвигаться на высоких скоростях. Управление коробкой осуществляет электронный блок, который подбирает наилучшее передаточное число. Диапазоны включения ступеней пересекаются и обеспечивают большой диапазон изменения передаточных отношений, равный 7,3. Примерно такой же диапазон реализован у 8-ступенчатых гидромеханических коробок.

Вариаторы требуют очень бережного отношения. Если ездить на машине так же, как с «механикой», то уже к 100 тысячам пробега коробка потребует серьезного ремонта.

Ремень быстро истирается под нагрузкой и вследствие меньших размеров шкивов сгибается по меньшему радиусу и трет боковые контактные поверхности шкивов. Наблюдается быстрый износ подшипников шкивов и их посадочных мест. Образующаяся мелкодисперсная стружка попадает в масло и провоцирует дальнейший износ трущихся деталей. Из-за продуктов износа засоряются редукционный клапан насоса гидросистемы и соленоиды гидроблока. Давление масла снижается, что приводит к проскальзыванию ремня и нарушениям настроек всего агрегата.

Ремонт этого вариатора сложен. Неофициальные мастерские редко берутся за него, а официальные дилеры предлагают замену узла в сборе. В общем, в условиях грядущего дефицита запчастей и переориентации рынка на азиатских поставщиков лучше пока поездить на Lada со старой проверенной механической трансмиссией.