Некоторые автомобилисты закупаются впрок и могут у себя в гараже оставить бочку бензина, чтобы заправляться из нее в течение долгих месяцев. Однако это не всегда разумно, так как в зимние холода необходимо использовать специальные сорта бензина, предназначенные для низких температур. Если при минус 15 градусах залить в бак топливо из летней бочки, то автомобилиста могут поджидать неприятности. Чем же отличается бензин для зимы от летнего?
Проблемы с испарением
Все знают, что солярка бывает летней, зимней и арктической. Различается она по способности сопротивляться кристаллизации парафинов. Бензин не настолько чувствителен к холодам, но свои градации у него тоже есть. Прописаны они в ГОСТ 32513–2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный». Помимо октанового числа и экологического класса они определяют способность топлива бесперебойно работать при различных температурах.
Основная разница между бензином летним и зимним заключается в давление насыщенных паров бензина (ДНП). В лабораторных условиях ДНП определяют при температуре 38 градусов в герметичных сосудах. Если давление будет избыточным, то топливо начнет детонировать и сгорать раньше времени. При недостаточно давлении паров, смесь вовсе не воспламенится.
Дело в том, что в моторе воспламеняется не сам бензин, а его пары, смешанные с воздухом. Поэтому при холодном старте важно, чтобы парообразование шло в той мере, как то требуется для хорошего воспламенения смеси и работы мотора. Если бензин не будет испаряться при крайне низких температурах, то он не сможет обеспечить бесперебойную работу мотора.
В 30-градусные морозы силовой агрегат на летнем бензине может просто не завестись. Кроме того, если запуск все-таки произошел, мотор будет работать с перебоями. Появится троение, и недогоревшие остатки топлива будут выбрасываться в систему выхлопа и далее в катализатор, где запустится процесс дожига. Узел начнет перегреваться. Подобная схема запуска на летнем топливе может не только обездвижить машину, но и навредить каталитическому нейтрализатору.
Чем вреден несезонный бензин
В соответствие с ГОСТ давление насыщенных паров (ДНП) в летний период должно составлять 35–80 кПа, а в зимний и межсезонный — 35–100кПа. Тем самым зимний бензин испаряется активнее летнего и быстрее наполняет замкнутую емкость. Летний бензин плохо испаряется в морозы, но зато не так сильно распирает бензобак в жару.
Если поставить две канистры в теплом помещении с двумя видами бензина, то зимнее быстрее создаст в канистре высокое давление, причем такое, что при открытии крышки оно с шипением вырывается наружу. Поэтому ездить на зимнем бензине летом нельзя из-за риска возникновения детонаций, при которых начинают перегреваться и повреждаться поршни, пригорают клапана и возникают задиры на стенках цилиндров.
Бензины, применяемые в зимнее время, имеют более высокое ДНП и более легкий фракционный состав. Пусковые свойства бензина зависят от содержания в нем легких фракций, то есть специальных стойких добавок, выкипающих при температуре 70 гр. Другими словами, чем ниже температура окружающего воздуха, тем больше легких фракций требуется для запуска двигателя.
Летний бензин перестают продавать на АЗС в октябре и завозят зимние сорта, которые производятся до апреля, после чего нефтеперерабатывающие заводы вновь возвращаются к летней продукции. Причем октановое число бензина не влияет на его способность испаряться.