А вы в базе?
Работа самой базы РСА, на которую возлагаются основные надежды при выявлении фальшивок, вызывает вопросы у автовладельцев. «При оформлении нового полиса мне не смогли предоставить скидку по ОСАГО, — пишет в редакцию москвичка Алина М. — Выяснилось, что предыдущий страховщик не отправил мои данные в базу союза. Что теперь делать?»
«Такого, чтобы данные не внесли, просто быть не может, — пытается убедить читательницу “АиФ” Евгений Уфимцев. — Бывает, что не могут найти данные автовладельца или у страховщика нет доступа к информационной системе. Может быть, полис был фальшивый или был большой (годичный) перерыв между оформлениями полисов. В любом случае нужно обращаться либо в свою страховую компанию, либо в РСА».
Золотая жила
«Зачем вообще нужно менять бланки, если существует единая база, где по фамилии любой сотрудник ГИБДД может проверить наличие у автовладельца договора ОСАГО? — спрашивает Виктор Травин. — Видимо, страховщики хотят успеть заработать на бланках. Их цену обязательно переложат на автовладельцев. Потом сделать это будет сложнее — ведь интернет-продажи растут».
По оценкам экспертов, новые бланки дадут страховщикам повод повысить стоимость ОСАГО ещё на 6-15%. Получается, однажды пролоббировав закон об обязательной страховке, они не просто открыли золотую жилу — они хотят, чтобы та приносила всё больше денег. Неслучайно список миллиардеров украшают фамилии владельцев страховых компаний.
Казалось бы, электронные полисы, которые оформляются без затрат на бланки, должны стоить дешевле. Но нет — цена будет та же. Значит, дело не в бланках, а в «бабках». Впрочем, доля онлайн-полисов пока не превышает 2% — ведь их запустила только 1/8 часть компаний. Собственно, интернет-продажи ОСАГО ввели именно для того, чтобы помешать страховщикам «втюхивать» гражданам дополнительные услуги. После этого они и придумали новые бланки — нельзя ведь допустить, чтобы поток денег обмелел.
Кстати, по данным РСА, сегодня на рынке от 1 до 4 млн поддельных полисов. Эксперты объясняют: люди «проголосовали ногами» против несправедливого тарифа ОСАГО. «Изменить ситуацию можно только улучшением работы страховых компаний, чтобы там не навязывали услуги, честно разбирали страховые случаи и выплачивали компенсации, чтобы народ туда в очереди стоял», — говорит В. Травин.