На рассмотрении в Госдуме лежит ещё один законопроект, по которому споры между различными ветвями власти идут уже не первый месяц. Речь идёт о документе, регулирующем вопрос обязательного страхования ответственности автовладельцев. Инициатором законодательной инициативы является Правительство РФ, а основной пункт документа, касающийся интересов большинства автовладельцев, повышает лимиты страховых выплат со 120 000 до 400 000 рублей «по железу» и со 160 000 до 500 000 рублей по жизни и здоровью. На сегодняшний день статус законопроекта – «на рассмотрении в первом чтении», которое уже неоднократно переносилось.
Основными «игроками» на поле были: правительство (инициатор закона), Госдума, которая никак не может определиться, кого поддерживать – страховщиков или автовладельцев, и Верховный суд, выносящий одну за другой рекомендации, увеличивающие страховые выплаты. И вот появляется ещё одна ветвь власти в лице помощника президента Эльвиры Набиуллиной. Как стало известно «Ведомостям», она выступает за сохранение тарифов на существующем уровне и при этом поддерживает увеличение лимитов.
По мнению Набиуллиной, страховые компании не представили достаточных обоснований повышения тарифа. В середине февраля руководства ряда крупнейших страховых компаний подписали обращение о тревожной ситуации с убыточностью их бизнеса и предупредили депутатов, правительство и органы по страховому надзору о том, что при сохранении тарифов по ОСАГО на прежнем уровне многим компаниям грозит банкротство. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), в 2012 году российские страховщики получили со своих клиентов 809,1 млрд рублей, а на выплаты было потрачено 369,4 млрд рублей, то есть около 45 %. Сумма от продажи полисов ОСАГО составила 121,2 млрд рублей (это на 17 % больше по сравнению с показателем 2011 года), а выплачено было 64 млрд. В 2012 году, по данным Российского союза автостраховщиков, средняя цена полиса ОСАГО составила 2968 руб., средняя выплата – 24 276 руб.
Напомним, что законопроект о внесении изменений в закон об ОСАГО затрагивает интересы всех автовладельцев и большинства страховых компаний. Помимо увеличения лимитов выплат, он касается ещё нескольких аспектов. Положительные для автовладельцев: право выбора способа возмещения (ремонт машины или деньги), увеличение максимума выплат при оформлении аварии без вызова сотрудников ГИБДД (европротокол) до 50 000 рублей для всей страны и до 400 000 – для Москвы, Санкт-Петербурга и их областей при предоставлении страховщику фото- и видеоматериалов с места аварии.
С точки зрения страховщиков, в законопроекте предусмотрен выгодный им пункт о выводе отношений по договорам ОСАГО из-под действия закона о «Защите прав потребителей», который был рекомендован к применению Верховным судом. А в финансово-экономическом обосновании поправок указано, что при повышении лимитов тариф ОСАГО может быть увеличен на 25 %.
Справка | |
---|---|
На сегодняшний день базовая ставка тарифа ОСАГО составляет 1980 руб. Она была установлена правительством в 2003 г. и с тех пор не менялась. Существует целый ряд повышающих коэффициентов, которые зависят от стажа и возраста водителя, количества вписанных в полис водителей (и их стажа соотвественно), мощности двигателя, количества предыдущих аварий и региона использования автомобиля и др. Регионы сами устанавливают надбавочные коэффициенты и также самостоятельно могут их менять. Самый высокий коэффициент в Москве – 2.0, 1.8 применяется в Екатеринбурге, Иваново, Нижнем Новгороде. В небольших городах и населённых пунктах он может доходить до 0.6. |
Особенностью сложившейся ситуации является то, что вмешательство администрации президента в обсуждение законопроекта происходит на начальной стадии. В соответствии с законотворческим процессом, сначала закон рассматривается в Госдуме с учётом поправок от различных комиссий и получения комментариев соответствующих департаментов. Ко второму чтению свои замечания могут высказать и представители администрации. И только после третьего чтения документ попадает к президенту, который может принять его, вернуть на доработку или наложить вето.
Последний раз рассмотрение законопроекта должно было состояться 12 марта, но было отложено. В планах заседаний Госдумы на апрель его пока нет. Похоже, первое чтение, на котором будет принято принципиальное решение о принятии законопроекта, состоится тогда, когда все «игроки» договорятся между собой. А уж внести необходимые поправки можно будет и попозже.