Что такое лизинг автомобиля физических лиц?

Ирина Зверкова / АиФ

Самыми доступными способами получить автомобиль в своё полное распоряжение всегда были его покупка или аренда. Но есть и финансовый инструмент, который объединяет эти две возможности.

   
   

Что такое лизинг

Если давать совсем простое определение, то лизинг — это аренда с правом выкупа или поэтапное приобретение имущества в собственность. То есть какое-то время человек или компания использует оборудование, строения и другое недвижимое имущество, платит за это определённую сумму, и в конце концов это имущество становится собственностью этого человека или компании.

Справка
В США и ЕС доля приобретенных в лизинг автомобилей составляет 30% от всех приобретаемых машин (для сравнения, в РФ – менее 3%). Ещё примерно 30% приобретается за наличные и 40% в кредит. При этом автолизинг физическими лицами обеспечивает в разных странах до половины всех сделок с легковыми автомобилям, когда в России инструментом пользуются компании и предприятия. Чаще всего финансовая аренда легковых автомобилей частными лицами на Западе заканчивается возвратом машины и заключением нового договора. Такая практика уже несколько десятилетий является привычной составляющей массовой потребительской культуры.

В России этот финансовый инструмент регламентируются Федеральным законом № 194 «О финансовой аренде (лизинге)», принятым ещё в 1998 году, который даёт следующее определение: «Лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга; договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определённого им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем; лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг».

Чем отличается лизинг от аренды и от покупки

Аренда — это временное пользование автомобилем за определённую сумму. Практически то же самое происходит и при заключении лизингового договора. И в том, и в другом случае настоящий владелец автомобиля получает прибыль от того, что машиной пользуются другие люди. Но лизинговый автомобиль в конце срока использования становится собственностью арендатора, а не возвращается к владельцу. В практическом смысле аренда стоит дороже, но требует меньше затрат, поскольку нет первоначального взноса, как в лизинге, а есть только небольшой залог. Ею чаще пользуются, если автомобиль нужен на непродолжительный срок (от нескольких часов, до нескольких месяцев), соответственно арендатор не заботится о получении полиса ОСАГО, прохождении ТО, сезонной смене шин и прочем обслуживании автомобиля. Он тратится только на топливо. Ставки при аренде зависят от срока, на который берётся автомобиль. При лизинге платежи всегда одинаковы.

При покупке автомобиля он сразу становится собственностью покупателя. Вместе с правом собственности на нового владельца ложатся все обязанности по содержанию и обслуживанию машины. И хорошо, если нашлась сразу вся сумма, необходимая для покупки. Но, по статистике, в нашей стране около половины новых автомобилей приобретается в кредит, за который платятся проценты и другие обязательные платежи.

Лизинг и автокредит

Больше всего современные лизинговые программы похожи на кредитование при покупке автомобиля. Их объединяет необходимый первоначальный взнос и ежемесячные выплаты. Но при обычном кредите автомобиль становится собственностью физического лица и сразу же становится залогом, обеспечивающим выплату кредита. При лизинге машина продолжает числиться на компании и меняет собственника в зависимости от условий договора.

Лизинг для физических лиц

При создании «Закона о лизинге» более 15 лет назад в него была включена формулировка «для целей коммерческого использования», которая исключала возможность его применения частными лицами для бытового использования. Но в 2010 году было внесено изменение, исключающее эту фразу. Популярности лизингу эта мера не добавила, но теперь простые граждане могут пользоваться финансовой арендой.

   
   

На начальном этапе лизингом может воспользоваться клиент — физическое лицо, являющееся гражданином РФ, имеющее постоянную регистрацию в Москве и МО, в возрасте от 18 лет.

Документы, необходимые для подачи заявки на лизинг:

  • заполненная анкета;
  • паспорт РФ (копии всех страниц);
  • второй документ с фотографией (ВУ, загранпаспорт и т. п.);
  • документ, подтверждающий источник дохода (копия трудовой книжки, трудовой договор, договор сдачи имущества (квартиры, например)  в аренду и т. п.);
  • документ, подтверждающий сумму дохода (справка 2 НДФЛ, справка в свободной форме, акт приёма передачи денег за аренду квартиры и т. п.).

Михаил Бахтиаров, президент автохолдинга Major Auto, говорит о том, что лизингом могут воспользоваться те, кто не получил автокредит из-за невозможности доказать свой доход, возраста (например, после 60 лет), наличия другого кредитного обязательства или по любым другим причинам. Вследствие роста задолженностей и невозвратов, банки стали строже относиться к заёмщикам, и процент отказов вырос до 60. «Мы сохраняем семьи», — заявляет Бахтиаров и объясняет: «При лизинге автомобиль остаётся в собственности компании. Это может быть полезным чиновникам и людям, которые не хотят показывать в декларации, что у них есть автомобиль премиум-марки. Теперь им не нужно будет разводиться».

Математика лизинга

Программы лизинга пока распространяются на новые легковые и коммерческие автомобили зарубежного производства, в том числе собранные на территории РФ, стоимостью от 300 000 до 6 000 000 рублей.

Срок действия программы может быть 12, 24 или 36 месяцев. Если клиент захочет выкупить машину раньше, то это можно будет сделать через 6 месяцев.

Сегодня предлагаются два типа продукта:

  1. лизинг с переходом права собственности (в конце срока лизинга клиент может приобрести право собственности на автомобиль за выкупную плату);
  2. лизинг без перехода права собственности (в конце срока лизинга клиент возвращает автомобиль в лизинговую компанию и может выбрать и заключить договор на другой автомобиль).

В первом случае первоначальный взнос должен составлять от 20 до 49 % от стоимости автомобиля, во втором от 10 до 49 %.

Остаточная стоимость автомобиля на дату возврата (то, сколько он будет стоить через 12, 24 или 36 месяцев) определяется экспертами индивидуально, в зависимости от марки, модели, комплектации и срока лизинга, и может составлять до 80 % от стоимости машины.

Ежемесячные выплаты составляют от 5,5 % от стоимости автомобиля. В них включён износ транспортного средства и «арендные» платежи.

Вице-президент автохолдинга Major Auto по экономике и финансам Ярослав Бобрович привёл такой пример для сравнения лизинга и автокредита.

Возьмём за основу следующий типовой вариант кредита:

Стоимость автомобиля 1 200 000 руб. Срок 24 месяца, аванс 20 %, ставка 15,5 % годовых.

В этом случае ежемесячный платёж составит 46 775,56 руб., авансовый платёж — 240 000 руб., а совокупные затраты на приобретение автомобиль с учётом расходов на обслуживание долга составят за 24 месяца 1 362 613,46 руб.

Приобретая аналогичный автомобиль в лизинг, вы имеете два варианта:

1) лизинг с переходом права собственности. В случае лизинга на автомобиль возможно получение скидки (примем её на среднем уровне в 10 %). В таком случае у нас получится: авансовый платёж 216 000 руб., ежемесячный платёж 42 711,25 руб., а совокупные затраты на приобретение автомобиля по договору лизинга за 24 месяца составят 1 241 070,00 руб.

В сравнении с автокредитом получается выгода как при первом взносе (24 тысячи рублей), ежемесячном платеже (более 4 тысяч рублей), так и по затратам в совокупности — на 121 543 руб. лизинг дешевле.

2) лизинг без перехода права собственности. В этом случае на автомобиль также возможно получение скидки (примем её на среднем уровне в 10 %). Остаточная стоимость составит индикативно 70 % В таком случае у нас получится: авансовый платёж 216 000 руб., ежемесячный платёж 13 662,46 руб., а совокупные затраты на владение автомобилем по договору лизинга за 24 месяца составят 543 899,44 руб.

Для сравнения с кредитом примем, что мы продадим машину после погашения кредита — этим мы уравняем условия с лизингом без перехода права собственности. Продав машину на тех же условиях за 70 %, мы получим расходы за период владения автомобилем с использованием кредитования в сумме 522 613,46 руб. (1 362 613,46 – 840 000).

В сравнении с автокредитом получается первый взнос ниже на 24 тысячи рублей, ежемесячные платежи ниже почти в 4 раза — 13 600 в месяц вместо почти 47 тысяч рублей.

Из данных примеров очевидно видны преимущества обоих продуктов: 1) при сопоставимых ежемесячных платежах выгоднее в целом;  2) сопоставим с кредитом при существенно меньших ежемесячных затратах.

Страховка, налоги и штрафы при лизинге

Все дополнительные затраты, которые требует нормальная эксплуатация автомобиля, в конечном итоге несёт лизингополучатель. Это может быть и покупка дополнительного оборудования, и страхование (обязательное и добровольное, впрочем, оно тоже является обязательным, поскольку машина является собственностью компании), и транспортный налог. Просто эти траты включаются в конечную сумму договора лизинга, и платежи по ним разбиваются на весь срок его действия.

Что же касается штрафов, которые приходят с камер фото- и видеофиксации, то их будет оплачивать арендатор. Постановления приходят на собственника, а он их пересылает клиенту. При этом оплата штрафов становится основным платежом, и пока он не будет осуществлён, поступающие ежемесячные платежи не будут засчитываться. Вернее, из этих сумм погасят задолженность по штрафам, а потом уже примут как плату по договору.

Проблемы и перспективы лизинга для физических лиц

Генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов говорит о том, что есть целый ряд факторов, затрудняющих активное развитие лизинга для физических лиц в России. «Это и недостатки в существующей нормативно-правовой базе, регулирующей сферу лизинга в целом, и отсутствие культуры финансовой аренды автомобилей частными лицами. В известной степени развитие лизинга для физлиц сдерживает и неопределённая ситуация в экономике. На данном этапе автолизинг в нашей стране всё же более ориентирован на потребности предпринимателей и организаций.

При этом я считаю, что перспективы для развития лизинга для физлиц в нашей стране достаточно неплохие. Лизинг для физических лиц в России может составить конкуренцию автокредитным продуктам при условии, когда лизинговые операторы выведут на рынок достаточное количество вариативных предложений лизинга для физлиц.

Каждый продукт — лизинговый или кредитный — должен иметь своё уникальное преимущество и быть направлен на свой целевой сегмент. Опыт нашей компании в настоящее время это успешно подтверждает, предлагая разным группам клиентов подходящее финансовое решение для приобретения автомобилей».

Михаил Бахтиаров надеется, что при максимальном развитии программы в российском лизинге будет продавать до миллиона автомобилей в год.

Смотрите также: