Автомобилестроение вступает в эпоху повсеместной слежки. Внедрение систем автоматизированного управления требует объединения транспорта в единую систему, управляемую дистанционно из внешних центров. А реализовать подобный проект без готовых комплексов контроля и связи невозможно. Неудивительно, что подобные системы уже создаются, в том числе и у нас в стране. Более того, элементы этих систем уже начинают внедряться на гражданских автомобилях и вскоре приобретут массовый характер, потому что слежка за автомобилями извне будет выгодна самим автомобилистам.
Спасение в кнопке
Системы контроля существуют уже сейчас. Отечественные разработки базируются на достижениях российских инженеров на основе спутниковой навигации. Сейчас на всех новых автомобилях устанавливаются приборы контроля и спасения ЭРА-ГЛОНАСС, которые передают информацию о местонахождении машины в реальном времени. Если в пути происходят неприятности, то можно вызвать спасателей одним нажатием на кнопку SOS. В автомобиле также в обязательном порядке теперь устанавливается и микрофон, через который оператор слушает разговоры водителя и пассажиров и по ним определяет степень повреждений во время ДТП. Система экстренной связи работает в сетях мобильной связи и требует постоянных финансовых затрат, заложенных в стоимость новой машины и самого прибора. Однако этого недостаточно и требуется прибавка в размере как минимум 300 рублей ежемесячно для более корректной работы систем безопасности.
Колеса и бензин
Неудивительно, что еще при разработке ЭРА-ГЛОНАСС было решено заложить в нее и коммерческий потенциал для более эффективного функционирования. Сейчас этот функционал активно внедряется. Решено, что главная коммерческая составляющая будет принадлежать сервисам на дороге, а также страховщикам.
Сервис на дороге предполагает ряд интересных нововведений. За небольшую плату можно заказать себе подвоз бензина, если машина вдруг встала с пустым баком на междугородней трассе, или вызвать мастеров с передвижной станции шиномонтажа в том случае, когда пробито колесо, а «запаски» в багажнике нет. Такие небольшие услуги очень востребованы, не говоря уже об услугах эвакуаторов. Уже сейчас ряд клубов взаимопомощи на дорогах предлагают пакеты помощи с ежегодными членскими взносами, в стоимость которых входит и вызов техников через каналы мобильной связи ЭРА ГЛОНАСС.
Однако к системе проявили внимание страховщики, благодаря чему может произойти существенный подъем интереса к сервисам ГЛОНАСС.
Слежка из космоса
Страховщики предложили следить за уровнем водительского мастерства индивидуально и из космоса. Если человек часто нарушает правила, ездит с превышением скорости и ведет себя на дороге по-хамски, то спутниковые системы навигации могут это заметить и запротоколировать. Система контроля способна прописывать в памяти телеметрию движения машины, сверять ее с картами навигации и при заметном расхождении с установленными режимами движения будут делаться соответствующие выводы.
Эти данные затем легко перебрасываются по каналам мобильной связи ГЛОНАСС в информационные системы страховщиков. После анализа полученных материалов операторы электронной системы могут пользоваться выводами о склонности водителей к опасной езде при оформлении полиса ОСАГО. Причем для страховщиков неважно, становился этот водитель виновником ДТП или нет. Одного факта опасного вождения вполне достаточно, чтобы оценить склонность человека к нарушениям. Даже не попадая в аварии, лихач мог спровоцировать ряд ДТП, в которых могли получить ущерб другие машины и люди. А это потенциальные клиенты страховых компаний, за которых приходится платить.
Пользоваться этой системой довольно удобно. Законопослушным водителям начисляются баллы за езду по правилам, влияющие на стоимость страховки. К примеру, при наборе 80 баллов из 100 можно надеяться на существенную скидку. В противном случае цена страховки поползет вверх. Но это справедливая плата для любителей ездить быстро.
«В перспективе планируется дать возможность страховщикам использовать телематические устройства, чтобы устанавливать более индивидуальный тариф по ОСАГО, — рассказывает эксперт Российского союза страховщиков Елена Пермякова. — Соответствующие поправки к закону об ОСАГО находятся сейчас в Госдуме, их рассмотрение в первом чтении запланировано на начало сентября».
Смотрите также:
- Слежка по заказу. Как сэкономить на каско? →
- Как сэкономить на автокаско? →
- ОСАГО опять подорожает? →