Скоро таких сомнений возникать не будет — город подписывает соглашения с агрегаторами (именно так называются мобильные сервисы, которые являются посредниками между водителями и пассажирами). Поставив свои подписи под документом, коммерсанты обязуются не отдавать заказы «бомбилам». Это означает почти смертный приговор всем, кто работает в этом бизнесе подпольно.
Почему «почти»? Потому что окончательно разобраться с водителями-нелегалами можно только на федеральном уровне. Но новый закон о такси до сих пор ждёт в Госдуме второго чтения. Город, кстати, принимает активное участие в подготовке закона, ведь таксомоторные перевозки больше всего нужны именно москвичам (каждый день ими пользуются около 300 тыс. человек).
Что же предлагает Москва депутатам Госдумы? «Просим прописать в законе, чтобы субъект РФ мог самостоятельно ограничивать количество выданных разрешений и выбирать цвет машин, чтобы мы могли предъявлять дополнительные требования к водителям и транспортным средствам, — объясняет Дмитрий Пронин, замруководителя столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. — Всё это позволит столице разработать московский регламент для такси, увеличить штрафы за нелегальный извоз, ввести более жёсткий медицинский контроль. Ещё одно наше предложение касается агрегаторов. Они называют себя информационными службами, берут с водителей определённый процент от стоимости заказа, но не несут никакой ответственности перед пассажиром за качество услуг. Сейчас данный вид деятельности находится вне правового поля. Поэтому мы предложили внести в федеральный закон требования и ответственность для подобных служб».
По мнению Богдана Коношенко, председателя профильного комитета Московской торгово-промышленной палаты, агрегаторов нужно также обязать постоянно следить за теми водителями, кому они отдают заказы: «Это означает, что “диспетчерские” должны будут проверять не только действительность лицензий, но и наличие путевых листов у водителей. Ведь это гарантия того, что вызовы передаются водителям, прошедшим предрейсовый медосмотр и имеющим технически исправную машину. Я думаю, что следует внести в закон и ответственность диспетчерских в случае ДТП. Когда они будут рублём отвечать перед пассажирами за качество услуги, это станет сильным стимулом работать исключительно с законными перевозчиками».
Пока Госдума размышляет над поправками к федеральному законопроекту, по Москве гуляют слухи о том, что жёлтым такси запретили пользоваться выделенными полосами. Таксомоторные компании и индивидуальные предприниматели действительно стали получать с начала ноября штрафы «за выезд на полосу для общественного транспорта». И водители теперь отказываются ими пользоваться — ведь каждый проезд «под кирпич» карается суммой в 3 тыс. руб. Это вызывает сильное недовольство пассажиров. Народ-то уже привык, что можно вызвать жёлтое такси и пролететь по «выделенкам» с ветерком.
Оказывается, московские привилегии для машин с окраской под «цыплёнка» противоречили... федеральному законодательству и ПДД. В вышеупомянутом законопроекте Госдумы есть пункт о том, что регионы смогут сами решать, кого пускать на «выделенки». Но когда документ будет принят — непонятно, а штрафы выписываются уже сейчас! Выходит, на какое-то время столичные такси станут не такими шустрыми, как раньше...
Но, скорее всего, это временная трудность. Дело в том, что в мэрию уже направлено коллективное обращение от коммерсантов и общественных организаций, где излагается вариант оперативного решения этой проблемы. «Мы предлагаем убрать с выделенных полос знак «кирпич», — говорит Андрей Попков, зампредседателя межрегионального профсоюза «Таксист». Если исчезнут знаки, тогда у ГИБДД не будет повода выписывать трёхтысячные штрафы.
По словам Вячеслава Лысакова, депутата Госдумы (с подачи которого МВД и обратило внимание на незаконность привилегий для жёлтых такси в Москве), выделенные полосы должны быть доступны всем легальным перевозчикам пассажиров независимо от того, какого цвета кузов машины.
Правда, тут есть один нюанс. На сегодняшний день в Москве выдано уже 56 тыс. лицензий. И существует соглашение столицы с Московской областью о едином «транспортном пространстве», то есть на автобусно-троллейбусные полосы хотят выпустить 56 тыс. московских таксистов и ещё 77,5 тыс. подмосковных. Это непременно скажется на скорости наземного общественного транспорта, ради которого спецполосы и создавались.
А напоследок хочется напомнить, что московские «шашечки» за последние несколько лет значительно подешевели и наши цены не идут ни в какое сравнение с европейскими. «В Лондоне поездка до метро от моего дома стоила бы 1000 руб., — делится своими расчётами Пётр Шкуматов, координатор движения “Общество синих ведёрок”. — В Москве — 150 руб. Если бы у нас такси обходилось во столько, во сколько в Лондоне, я бы сел на велосипед».