Проблема опять заключается в злополучном пиропатроне японской компании Takata, который уже убил в США и в Азии полтора десятка человек и несколько сотен покалечил. История проблемы уходит корнями в прошлый век, когда японская фирма Takata взялась за разработку инновационного пиропатрона. Инженеры спроектировали крошечную конструкцию, помещающуюся в центре руля и обладающую небывалой эффективностью срабатывания. Для снижения размеров пиропатрон наполнили нитратом аммония, то есть взрывоопасным веществом, отличающимся повышенным газообразованием при подрыве.
Меньше порошка, но больше дыма. На первых испытаниях была замечена взрывоопасность нитрата аммония, но проблемы не разглядели, и избыточную мощность скорректировали за счёт снижения заряда.
Компактная подушка вышла на рынок и разошлась миллионными партиями по азиатским и европейским брендам. Honda, BMW, Fiat, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Toyota, Chrysler, General Motors и многие другие закупали аэрбеги для новых моделей. Дизайнерам нравились компактные размеры, низкая цена и высокая эффективность раскрытия. Процент несрабатывания у Takata был крайне низок. В общем, производители доверяли поставщику.
Однако, в середине 2000-х годов появились тревожные слухи о пострадавших в машинах с аэрбегами Takata. Они попадали в больницы с травмами груди, лица и шеи, причём это были проникающие ранения, похожие на огнестрельные. Сомнений у экспертов не оставалось. Чудят пиропатроны в подушке безопасности.
Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) взялась за расследование и выявила побочный эффект. Нитрат аммония используется как компонент взрывчатых веществ в горном деле. Он хорошо впитывает влагу и меняет под её действием свойства. В процессе многолетней тряски в машине порошок измельчается, смешивается с намокшими частями и приобретает в разы большую мощность взрыва. Аэрбег превращается в осколочную мину. Чем старше автомобиль, тем вероятность появления под носом смертоносного устройства выше. При срабатывании подушек пиропатрон не выдерживает заряда, разлетается в клочья и калечит осколками человека, который сидит буквально носом к рулю.
Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) выяснила, что подобных подушек выпущено свыше 50 млн штук, из них 33 млн пиропатронов подлежат немедленной замене.
Японцы признали проблемы, но успокаивали тем, что взрывы происходят только в странах с повышенной влажностью. Северянам беспокоиться не о чем.
Однако, взрыв в США на сверкающем новизной Volkswagen Tiguan 2015 года выпуска подстегнул NHTSA к более решительным действиям. Сенаторы Ричард Блюменталь и Эд Марки подготовили предложение о запрещении аммиачной селитры в автомобилестроении. Они уверены, что даже новые подушки грозят взрывами.
Пока американские законодатели решают, как поступить с японцами, крупные концерны продолжают плановые сервисные акции по замене подушек. Некоторые инженеры признают, что вероятность некорректного срабатывания пиропатрона всё же мала. Один взрыв подушки приходится на несколько тысяч благоприятных срабатываний. Однако, затягивать с ремонтом не стоит. Обычно дилерские центры сами обзванивают владельцев машин, но если вы уже не первый хозяин, то лучше самому набрать номер официальных дилеров. Они проследят по VIN-номеру родословную машины и её комплектацию и расскажут, попадает ли она под сервисную акцию. Причём бесплатная замена подушек проводится даже на очень старых пятнадцатилетних машинах, если они ещё способны ездить.
Смотрите также:
- ФРГ принудительно отзывает 2,4 млн автомобилей Volkswagen →
- Volkswagen отзовет 8,5 млн автомобилей в Европе →
- Toyota отзовет 139 тысяч RAV4 в России →