Лежачие бьют. На наших дорогах появятся «умные полицейские»

В разных странах искусственные неровности для снижения скорости транспорта называют по-разному. В Америке и в Англии это спящие полицейские (sleeping police officer), в Мексике и Пуэрто Рико это мертвец (muerto), в Канаде — просто «волна», в Новой Зеландии — «вибрирующий барьер», в Аргентине — «спина осла», в Испании — «шишка». Но везде они имеют одинаковые конструкции в виде поперечного холма или нескольких рядов выпуклых круглых или квадратных холмиков. Между тем, вскоре массово начнут внедряться устройства активного действия. Они отличаются по конструкции и могут даже наносить ощутимые удары по автомобилям, выбравшим для проезда по ограниченному участку дороги слишком высокую скорость.

   
   

Ограничение скорости

В соответствие с ГОСТ Р 52605–2006, который определяет технические требования и правила эксплуатации искусственных неровностей, сейчас «лежачие полицейские» могут быть двух видов, а именно несъемные из асфальтобетона и сборно-разборные из металло-резиновых модулей. Их можно устанавливать в любых местах с высокой концентрацией пешеходов, перед школами, вокзалами, магазинами и т. д.

Каждая из искусственных неровностей проектируется на ту или иную скорость прохождения транспорта. К примеру, после знаков ограничения скорости в 40 км/ч создается радиус поверхности «лежака», чтобы автомобили могли миновать его только на разрешенной скорости. Соответственно, когда стоят знаки «60» или «20», то выпуклость делают более пологой или, наоборот, крутой.

Естественно, встреча с «лежачими полицейскими» не приносит автомобилистам удовольствия. Сбрасывать скорость до 40 км/ч со 100 км/ч, разрешенных на загородной дороге, не всегда приятно. Да и с экологической обстановкой вокруг лежачих полицейских не всегда все в порядке. Машины разгоняются после проезда через искусственные неровности и выбрасывают в воздух сотни килограмм выхлопных газов и сажи. В особенности падки на это грузовики.

Поэтому урбанисты выдумывают способы упростить жизнь автомобилистам и усложнить конструкцию «полицейских». На этот раз создаются так называемые умные полицейские, останавливающие только тех водителей, которые спешат по-настоящему.

Автоматический барьер

НТИ «Автонет» разрабатывает «лежачего полицейского» нового поколения. Это автономная система включает камеру наблюдения за потоком транспорта, радар-приемник для определения скорости автомобилей, а также блок управления и исполнительные механизмы, подключенные к электросети. Искусственная неровность сделана подвижной. Это может быть плита с гидравлическими приводами, поднимающими ее или опускающими на 6 см.

Если автомобили едут по правилам и останавливать их нет причин, то плита неподвижно покоится в нише на асфальте. Транспорт проходит по ней со скоростью в 40 км/ч, как по ровной дороге.

   
   

Однако как только радар зафиксирует превышение, то компьютер опускает край плиты, создавая искусственную неровность с острыми краями, о которые бьется колесо автомобиля.

Причем чем выше скорость, тем сильнее может срабатывать устройство и тем эффективнее его останавливающее действие.

Система способна действовать избирательно для каждой конкретной машины. Весь поток проходит ровно, а лихачи, стремящиеся опередить всех, вдруг получают приличный удар снизу.

При случае такого «умного полицейского» можно и отключить. Автомобили «скорой помощи», полиция и пожарная охрана могут заблокировать его дистанционно с помощью специального транспондера. В этом случае машины спецслужб могут проноситься мимо искусственных неровностей без снижения скорости.

Насколько это безопасно, должны дать ответ специалисты. Проект будет выноситься на общественные слушания. Два года уйдет на доработку и сертификацию устройства, а потом потребуются изменения в ГОСТах. К 2022 году первые «умные полицейские» должны появиться в российских городах.

Мечта эколога

Аналогичные системы уже существуют в Европе. Комплекс Actibump, разработанный шведской компанией Edeva, работает по тому же принципу. При определении нарушителя скоростного режима плита опускается на 6 см, обнажая острый край искусственной неровности. Если скорость слишком высока, то есть риск повреждения покрышки. Экологическим движениям Швеции очень нравится эта разработка, так как она помогает сохранять окружающую среду за счет снижения выбросов углекислоты в атмосферу. Водители заранее сбавляют скорость, отпускают педаль акселератора, включается экономный режим, и машины проезжают участки с ограниченным скоростным режимом вообще без выхлопа.

«Умные полицейские» уже смонтированы в некоторых города Швеции: в Уппсале, Линчепинге и на Оресундском мосту.

«Лежачий полицейский» для бедных

Такой же принцип реализовали и специалисты российской компании «Росремдор». Они сделали не выпуклый «лежак», а вогнутый. Вернее они предложили создавать на месте дорогих резино-металлических конструкций поперечные жёлобы глубиной 5-6 см, которые затем раскрашиваются, как обычная искусственная неровность. В итоге их видно издалека. При наезде на такую поперечную яму автомобилисты вынуждены сбрасывать скорость до 20-30км/ч, как и при переезде через обычного выпуклого «полицейского». Вогнутые «полицейские» без лишних затрат делаются одной дорожной фрезой в асфальтовом покрытии дороги. Сейчас идет изучение эффективности разработанной технологии.

В общем, в скором времени мы увидим много интересных конструкций на отечественных дорогах.

Смотрите также: