Ледяные ловушки. Какие места на дороге наиболее опасны в межсезонье?

В первые месяцы весны во время частых переходов температуры через нулевой барьер на дорогах образуется гололедица. Солнце разогревает асфальт, растапливает лед и снег на обочинах и заполняет проезжую часть ручьями и лужами. Зато ночью, при заморозках вода застывает и покрывает поверхность трассы тонкой, почти невидимой пленкой, которая при абсолютной прозрачности никак не выдает себя. Глаза водителя ее просто не различают в свете горящих фар. Человеку кажется, что его машина едет по черному асфальту и крепко цепляется колесами за шершавое покрытие, а на самом деле автомобиль уже готов сорваться в занос. Небольшое касание педали тормоза, и вот призывно стрекочет ABS, а машина уже сползает к краю дороги. 

   
   

Самое опасное, что «черный лед» образуется локально, лишь на набольших участках асфальта. Сухая дорога с хорошим сцеплением вдруг сменяется ледяным катком и водитель теряется от неожиданности. В каких же местах стоит ждать такой коварной ловушки? 

Эстакады и мосты 

Самое опасные места в межсезонье это мосты и эстакады, а так же надземные путепроводы, изгибающиеся дугой. В отличие от плотной земли эти железобетонные конструкции обладают заметно большей теплоотдачей и при перепаде температур охлаждаются или нагреваются гораздо быстрее обычных дорог. Днем под весенним солнцем они могут разогреваться до температуры окружающего воздуха, а ночью — охлаждаться ниже нуля, в особенности на холодном ветру. В итоге, асфальтовое покрытие трескается и выкрашивается, образуя локальные участки с выщербинами. В них скапливается вода. Она замерзает и далее еще больше разрушает асфальт.  

Кроме того, вода стекает на прогретых солнцем эстакадах и быстро замерзает ночью, образуя ровный слой прозрачного льда на черном асфальте. 

При встрече с ними на эстакадах колеса попадают в ямы, автомобиль подбрасывает вверх, сцепление покрышек резко снижается, и транспортное средство получает дополнительный боковой толчок, который способен привести к заносу на скользком льду. Если же эстакада поворачивает в сторону, то машину несет к ее краям, где и происходит столкновение с ограничителем.

Низины с туманом 

Избыточная влажность характерна и для низин, где часто скапливается вода, собирающаяся в прудах, ручьях и в речках. Днем они разогреваются солнцем, а ночью резко охлаждаются с образованием тумана. Испарения поднимаются над запруженными участками и белое облако заволакивает дорогу. Там, где в мороз образуется туман, выпадает и иней. Вода покрывает предметы тонким и очень скользким слоем льда. Затем туман растворяется, а гололедица остается. Эти места очень опасны тем, что ледяные ловушки возникают на них без каких-либо предупреждающих признаков, без дождя или мокрого снега. Еще час назад светило солнце, а асфальт крепко держал резину колес, но вдруг наползает облако и оставляет на дороге смертельно опасный гололед. 

Склоны и спуски 

Часто возникают обледенелые участки на подъемах и склонах, которые открыты для солнечных лучей. В ясные дни солнце разогревают асфальт, и талый снег стекает с обочин, натыкается на препятствия и уходит на дорогу, где и растекается широкими потоками. Чем ровнее дорога, тем глаже получается на ней зеркало воды, замерзающее как только светило скрывается за горизонтом. Наибольшую опасность такие участки представляют для грузовиков, которые на подъемах могут забуксовать и выкатиться одним краем на встречную часть дороги. При этом автомобили, двигающиеся навстречу, так же может понести на льду с риском последующего столкновения. 

   
   

Поэтому при встрече с «черным льдом» на спуске или на подъеме лучше всего съехать на обочину, где нет асфальта, и вода давно впиталась в песок и гравий. Там к автомобилю вернется управляемость, а к колесам — прочное сцепление с дорогой. 

Гололед часто образуется у остановок общественного транспорта, перед лежачими полицейскими, у светофоров на перекрестках и у пешеходных переходов, где автомобили прибегают к частому торможению. Асфальт разогревается и образуются очаги повышенной влажности, которые застывают при понижении ночной температуры.

Смотрите также: