Чем чревата усталость?
Водитель с дорогой всегда tet-a-tet. И даже если есть напарник, то, не будучи за рулём, он чаще всего отдыхает. А тот, кто крутит баранку, с какой скоростью едет? Делает ли остановки в пути? Кто может уследить за этим? Только тахограф.
Читайте также: Держи дистанцию. Как ГИБДД предлагает снижать аварийность на дорогах?
18 мая в Ипатовском районе Ставрополья водитель бензовоза превысил скорость, не справился с управлением, врезался в дерево и съехал в кювет. Выяснилось, что он пренебрегал отдыхом и, конечно, устал. Поздно вечером 13 июня водитель небольшого грузовика, ехавший из Ульяновска в Волгоград, уснул за рулём и врезался в «КАМАЗ». Усталость водителя - одна из важнейших причин аварий с участием грузового транспорта. Поэтому тахографы столь важны, что их показания признаются судом и становятся основанием для взысканий со стороны правоохранительных органов стран - участниц Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР).
Шаг за шагом
В нашей стране о соответствии требованиям ЕСТР заговорили в 90-е. Сначала в законодательстве появилась норма, по которой тахографы в автобусах для перевозки 20 и более пассажиров и в грузовиках массой свыше 15 тонн должны были устанавливать заводы-изготовители, если заказчик собирался использовать их для междугородных и международных перевозок. Но планов заказчиков производители не знали - и приборы тогда так и не появились. В 2009 г. правительство приняло постановление (№ 720 от 10.09.2009 г.), где правила прописало уже конкретно. Вышел и технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств», который стал основным законодательным актом в этой области.
Так как регулятором назначено Министерство транспорта РФ, дальнейшие шаги делаются на основании его документов. В 2013 г. вышло сразу два приказа: № 36 определил типы транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, требования к водителям, предприятиям и приборам, а также порядок их калибровки и оборудования блоками криптографической защиты, а приказ № 273 установил порядок и сроки оснащения тахографами транспортных средств. Худо-бедно «чёрные ящики» появились в российских автобусах и грузовиках. Хотя до сих пор не все владельцы стремятся выполнить это требование. Последние проверки Госавтоинспекции в Рязанской области выявили 18 нарушений, в Курганской - 97: в машинах либо обнаружены неисправные приборы, либо их там не было вовсе. В Тыве проверили автобусы междугородного сообщения - в 22 тахографы отсутствовали.
Между тем новым приказом № 348 определены требования к контрольным приборам, которые теперь должны отвечать нормам ЕСТР или внутреннего законодательства, т. е. приказу Минтранса № 36. Тахографы, им соответствующие, практически исключают возможность вмешательства извне (никаких «подмотать пробег»!), имеют криптографическую защиту записанной информации и могут передавать данные онлайн.
Кто виноват?
Благодаря цифре и режиму онлайн эти данные могут оперативно получать владелец транспорта, ГИБДД, Ространснадзор и система управления транспортными потоками. А это, безусловно, повысит безопасность на дорогах. Правда, нужно и ответственность разграничить.
Меньше штрафов - больше ДТП
Впрочем, на крупные автопредприятия управу ещё можно найти. А если владелец автомобиля - частное лицо? Массовая автомобилизация последнего времени (с 2004 г. автопарк страны вырос почти на 60%) обернулась повышением интенсивности движения и ростом ДТП. И не надо думать, что речь только о легковых авто. C 2004 г. парк грузовых машин прирос более чем на треть - с 4,6 млн до 6,2 млн. Но у юрлиц он не увеличился - наоборот, за 11 лет сократился на 4%. А вот у физических - 80% прироста! В 2015 г. доля грузовиков, принадлежащих гражданам, составила 61%.
Читайте также: Будущее сегодня: автомобильные технологии, которые изменят мир
Комментарии
- Рынок российских грузовых автоперевозок - это 6,2 млн разнотонных грузовиков, тяжесть аварий с участием которых на 34% выше, чем в результате ДТП с легковым автотранспортом. Из 100 человек, пострадавших в аварии с участием фуры, 10 погибают. Это чудовищный показатель, который можно существенно снизить, усилив работу над основной причиной ДТП - человеческим фактором. По вине водителей происходит почти 70% всех аварий на грузо-пассажирском транспорте. Это от переработок, усталости, невнимательности, иногда завышенной самооценки. Добавьте к этому плохие погодные или дорожные условия, и вы поймёте причины 88% ДТП с участием грузовиков.
- Одна из основных проблем аварийности по вине грузовых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, заключается в отсутствии должного контроля за водителем (прохождение медосмотров, соблюдение режимов работы и отдыха). Цель, с которой устанавливаются тахографы, - обеспечить автоматизированный контроль за работой водителя или экипажа.