Автошколы взяли на заметку. Почему Совбез интересуется обучением водителей?

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. © / kremlin.ru

Секретарь Совбеза Николай Патрушев считает необходимым усилить контроль за подготовкой водителей в автошколах. Об этом он заявил на совещании по обеспечения национальной безопасности в регионах Сибирского федерального округа (СФО), которое прошло в Иркутске. Кроме того, Патрушев обсудил ситуацию с мерами антитеррористической защиты транспорта и осмотрел новый единый центр управления сибирскими и дальневосточными железными дорогами.

   
   

Борьба с терроризмом

Совещание по актуальным вопросам обеспечения национальной безопасности прошло в Иркустке 19  августа. В ходе совещания секретарь Совбеза Николай Патрушев рассказал, что в прошлом году в СФО было предотвращено четыре теракта, пресечена деятельность восьми законспирированных террористических ячеек и выявлено 13 случаев финансирования терроризма. «Все это свидетельствует о потенциальных угрозах терактов на объектах транспортной инфраструктуры», — подчеркнул Патрушев.

По его словам, особенно важно сконцентрировать усилия на обеспечении безусловного выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов. За последние три года было выявлено свыше 3 тыс. нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности. В первом полугодии 2021 года было проведено около 300 проверок, в том числе с использованием «тест-предметов» и с участием «учебных нарушителей». Выявлено около 220 нарушений.

Большую помощь при обеспечении безопасности транспорта оказывают информационные системы — камеры. С их помощью удалось выявить 18 преступлений и более 920 административных правонарушений, рассказал Патрушев. Проводятся и практические тренировки по ликвидации и минимизации последствий терактов.

Что творится на дорогах?

Другая важная проблема — безопасность на дорогах. Работа в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» позволила снизить количество ДТП в сибирских регионах в среднем на 10% за три года, рассказал замполпреда в Сибирском федеральном округе Александр Бутин. Количество погибших упало на 3,7%, а количество раненых — на 5,5%. Однако уровень травматизма по-прежнему остаётся высоким, самое печальное, что количество погибших исчисляется сотнями человек. В первом полугодии 2021 года только в СФО количество аварий достигло 6,5 тыс, а погибло в них более 700 человек. Еще свыше 8 тыс. пострадали. В Туве, Хакасии, Иркутской области и Алтайском крае количество аварий со смертельным исходом растёт. Значительное число ДТП происходит из-за несоблюдения правил дорожного движения и вождения в пьяном виде.

Всего в 2020 году в СФО было вынесено более 10 млн постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, рассказал Николай Патрушев. Он предложил больше времени уделять профилактической работе с водителями и усилить контроль за их подготовкой в автошколах.

«Ужесточения экзаменов мы не предусматриваем, — успокаивает водителей в комментарии «АиФ» участвовавший в совещании в Иркутске начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Михаил Черников. — Необходимо изменить систему подхода к обучению будущих водителей. У нас более 700 погибших в ДТП с участием водителей, которые имели права меньше двух лет. Это очень много. То есть люди получают права, но по-прежнему не понимают, как правильно водить машину».

   
   

Очередное ужесточение экзаменов мало чем поможет решить эту проблему, считает Черников: «Мы говорим о том, что нужно менять систему образования. Начиная с теоретической части и заканчивая преподаванием навыков вождения. Здесь нужно и увеличить количество часов обучения, потому что не хватает кандидатам на права времени, чтобы полноценно вкатить в режим по дорогам общего пользования. Важно контролировать и качество образования».

В каком состоянии дороги Сибири?

Конечно, на безопасность дорожного движения влияет и качество дорожной сети. «Каждое второе из совершенных в округе ДТП связано с ее неудовлетворительным состоянием, — подчеркнул секретарь Совбеза, — поэтому важно в рамках нацпроекта „Безопасные и качественные дороги“ выявлять и ликвидировать аварийно-опасные участки, создавать безопасные условия для движения пешеходов, особенно вблизи школ и других образовательных учреждений».

В беседе с губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым Патрушев обратил внимание на неудовлетворительное состояние Байкальского тракта — кратчайшей туристической дороги, которая идет к Байкалу от Иркутска. Один из самых популярных путей до озера долгое время считался дорогой весьма опасной: большое количество закрытых поворотов, однополосное интенсивное движение, потому что дорогой пользуются не только туристы, но местные жители, живущие вдоль тракта, — все это приводило к большому количеству аварий. «Дорога несколько лет назад была буквально усеяна траурными венками», — рассказали «АиФ» в правительстве области.

Большая реконструкция началась здесь еще в 2015 году. Трассу спрямили, расширили до 21-го километра, началась и реконструкция мостов, но из-за природоохранного статуса вокруг Байкала вести большие работы здесь непросто. Кроме того, в региональном бюджете не так много денег. Игорь Кобзев попросил Николая Патрушева помочь с федеральным финансированием реконструкции тракта. Он также рассказал, что в регионе подготовили решения по реконструкции и обустройству парковых зон вдоль дороги.

Зачем РЖД диспетчерский центр?

20 августа Патрушев посетил центр управления перевозками Восточного перегона РЖД. Это огромный диспетчерский центр, первый такого рода в России, который объединяет под своим управлением четыре дальневосточные и сибирские железные дороги.

Как объяснил «АиФ» зам. генерального директора РЖД Николай Федосеев, в России всего 16 железных дорог. Раньше у каждой из них был свой диспетчерский пункт, что вызывало проблемы с синхронизацией движения по дорогам. В 2016 году в Иркутске был создан новый диспетчерский центр, который позволит управлять сразу четырьмя железными дорогами в Сибири и на Дальнем Востоке — Красноярской, Восточносибирской, Забайкальской и Дальневосточной. Иными словами, диспетчеры в этом центре будут управлять всем движением по железной дороге от Кузбасса до портов и погранпереходов Дальнего Востока. Окончательно центр будет запущен в 2023 году.

Теперь у всех четырех дорог будет единый график движения. Поезд выходит из Мариинска, а порт на Дальнем Востоке уже будет готов его принимать. С расстояния в 2-3 тыс. километров диспетчеры из центров могут переключать стрелки на железных дорогах и полностью управлять движением. В диспетчерском центре есть информация о каждом вагоне или локомотиве, а также о состоянии железной дороги. Если есть какие-то неполадки с вагонами или железнодорожным полотном, эта информация также приходит в центр, и диспетчеры уже передают ее ответственным за ремонт службам.

«Если опыт с объединением четырех железных дорог под одним управлением окажется успешным, в будущем он может быть распространен и на остальные 12 российских железных дорог», — отметил Николай Федосеев. Конечно, создание единого диспетчерского центра требует и создания в Иркутске соответствующей инфраструктуры. Например, постройки жилья для диспетчеров и их семей, которые переедут из других регионов. В правительстве Иркутской области уже пообещали, что помогут РЖД с этим вопросом.