Действующее дорожное законодательство содержит огромный свод статей и положений, регламентирующих безопасность во время движения транспорта. Они описывают требования к участникам движения, определяют приоритет и очередность проезда перекрестков. Однако слепое следование правилам часто не дает нужного эффекта и приводит к возникновению аварийных ситуаций. Помимо ПДД существуют негласные установки, помогающие сохранить безопасность. Что же это за правила?
Золотое ДДД
Правило трех Д (дай дорогу дураку) заучивается еще в автошколе. Смысл его понятен каждому — не следует проявлять настойчивость, спорить с другими участниками движения и мешать завершить маневр обочечнику или лихачу, выехавшему на встречную полосу вопреки всем запретам. Лучше предоставить им дорогу, даже если у дорожного хама нет приоритета. Тогда больше шансов, что не возникнет аварийной ситуации.
Конечно, подобное попустительство провоцирует хамов на аналогичные действия в отношении других участников движения. Однако с развитием цифровой экономики и начала активной работы ГИБДД с жалобами граждан нашлось решение и этой проблемы. Можно скопировать запись с видеорегистратора и отослать ее в ГИБДД с соответствующим заявлением и комментариями. Дорогу хамам лучше предоставлять беспрекословно, но вот наказывать их за хамство необходимо всегда.
Думай за других
Во время движения по дорогам необходимо сконцентрироваться не только на своем автомобиле, но и следить за другими участниками движения. Тогда можно заранее предугадывать, как поведут себя автомобили вокруг. К примеру, появившийся на полосе разгона фургон обязательно будет вклиниваться на вашу полосу, потому как уже через 50 м его полоса закончится. Поэтому необходимо притормозить и помочь участнику движения избежать аварии, даже если у вас есть приоритет и тормозить вы не обязаны. Машина может рвануться в сторону из-за встретившейся ямы или иных препятствий. Лучше держать дистанцию и всегда оставлять впереди карман для резкого и неожиданного маневра соседа. Пропускать перестраивающиеся впереди автомобили необходимо даже вопреки правилам, потому как этот маневр помогает спасти чьи-то жизни и делает дороги более безопасными.
Тормози, когда все тормозят
Действовать так же, как все, — это очень важное правило при движении в потоке транспорта. Если все вокруг разгоняются или тормозят, то лучше действовать аналогично. Во-первых, это поможет не создавать помех для других участников движения, а во-вторых, торможение по аналогии даже на свободной дороге помогает избежать гибели, уголовного преследования или тюрьмы. К примеру, грузовик впереди стал резко замедляться, а вместе с ним и несколько легковых машин тоже зажгли стоп-сигналы. Самое время поступить аналогичным образом, а не пускаться в обгон, радуясь, что получится за раз опередить сразу нескольких «тихоходов». Впереди может оказаться пешеходный переход и пустившаяся на обгон машина рискует совершить наезд на пешеходов со всеми пугающими последствиями. Уголовное дело, тюрьма и многомиллионные выплаты ущерба поставят крест на дальнейшей судьбе автомобилиста. Еще хуже, когда грузовик тормозит перед выбежавшим на дорогу лосем. Столкновение с ним на высокой скорости чревато серьезными травмами для автомобилиста. Тормози, как все, — целее будешь.
Не разгоняйся рядом с пробкой
Иногда на многополосных дорогах формируются заторы, которые занимают только две или три полосы движения, а одна остается свободной. К примеру, перед поворотом налево транспорт выстраивается в очередь и стоит, в то время как машины, едущие прямо, проносятся мимо с ветерком. Такая ситуация на дороге опасна аварией. Автомобили из затора могут начать выруливать на свободную полосу. Если сильно разогнаться, то можно не успеть затормозить перед ними и ДТП не избежать. Не важно, что нарушил правила другой водитель. Крупные повреждения автомобилей, потеря времени на оформление документов, лечение полученных травм и ремонт машины не стоят нескольких секунд сэкономленного времени.
Разница в скорости при движении по разным полосам не должна быть более 30-40 км/ч. Только в этом случае автомобиль может гарантированно затормозить перед неожиданно возникшим препятствием. При этом торможение не должно быть экстренным, чтобы сзади корму не протаранил такой же торопящийся водитель.
В общем, если транспорт стоит, а одна полоса свободна, то ехать по ней лучше не быстрее 40 км/ч, чтобы контролировать обстановку вокруг.
Не обгоняй всех за раз
Иногда водители стараются совершить обгон сразу нескольких автомобилей. Даже если местность позволяет, хорошо просматривается вперед, а на дороге только прерывистая разметка, от такого маневра лучше отказаться. Опасность тройных и четвертных обгонов связана со скрытыми выездами с прилегающих территорий. Это могут быть дороги с дачных массивов или местные грунтовые проезды, используемые тракторами и прочим транспортом.
Когда водитель начинает обгон нескольких машин одновременно, он и подумать не может, что прямо перед его носом с прилегающей территории на полосу может вырулить мотоблок, велосипедист или трактор с груженой телегой. Возникает аварийная ситуация.
Еще хуже, когда впереди вереницы обгоняемых автомобилей кто-то начнет поворот налево. Дорогу назад он видит плохо, так как часто обзор затруднен из-за массивного кузова. Грузовик или легковая машина перегородят дорогу обгоняющей их машине и спровоцируют тяжелое ДТП. Хотя в данной ситуации обгоняющий автомобиль имеет приоритет и формально не нарушает правила.