– Отказ от медосвидетельствования, судя по статистике ГИБДД, стал в последнее время среди наших водителей-нарушителей просто-таки массовым явлением. Почему водители так поступают?
– Можно лишь предполагать. Одна из причин заключается в том, что нарушитель выпил, осознает свою вину и знает, что будет наказан. Санкция за управление в нетрезвом виде и отказ от медосвидетельствования одна и та же, тратить время на процедуру бессмысленно. Второе предположение: многие неплохо знают законодательство и задумываются о том, что управление в состоянии опьянения является отягчающим обстоятельством при определении меры наказания по другим составам. В жизни, как известно, может произойти все что угодно, поэтому водитель на всякий случай отказывается от прохождения теста. Третий вид нарушителей подспудно считают себя невиновными, и им неудобно признаться окружающим, что сели пьяными за руль.
– Сейчас Госдума подготовила поправки в Уголовный кодекс, согласно которым повторный отказ от освидетельствования станет уголовным преступлением. На ваш взгляд, это изменит подход нарушителей?
– Думаю, что изменит. Ведь с юридической точки зрения смысла отказываться не будет, это станет отягчающим обстоятельством. Но возможность отказаться от медосвидетельствования остается, потому что есть конституционное право – никто не обязан свидетельствовать против себя самого.
– С 1 сентября 2013 г. вступили в силу серьезные поправки в КоАП РФ. Каких аварий благодаря этому стало меньше?
– У этой меры, конечно, эффект отложенный, но тем не менее он есть и постепенно проявляется. Мы наблюдаем снижение случаев выезда на полосу встречного движения, обгона в запрещенных местах. Одновременно с этим на 6,7% выросла аварийность, связанная с управлением в пьяном виде. Это из-за того, что инспекторы с сентября 2013 г. обязаны проверять на состояние опьянения всех участников аварии, а раньше это было выборочно – только при наличии внешних признаков опьянения. Количество выявляемых нарушителей выросло. Наибольшее снижение нарушений отмечается по уровню ДТП, вызванных неверным выбором скорости в конкретных дорожных условиях: раньше их было около 30% в общей доле аварий, сейчас – 11%.
– В новейшей истории нашей страны за нарушение ПДД ответственность масштабно усиливали несколько раз, в том числе и ответственность за управление автомобилем в нетрезвом виде. Какие поправки наиболее повлияли на участников дорожного движения?
– Эффект был одинаковый. После каждого усиления в течение нескольких лет количество нарушений ПДД имеет тенденцию сокращаться – под страхом ставшего более строгим наказания. Но затем меняются внешние факторы – социальные, экономические условия. Поправки в КоАП, направленные на усиление, заставляют тех, кто привык к старым штрафам, встряхнуться. Так делается во всем мире, но считается, что в России законодатели относятся к водителям лояльнее, чем в других странах. Да, с 2002 г. минимальный штраф вырос в десять раз. Но, говоря об этих цифрах, посмотрите и на инфляцию: тогда 50 руб. были серьезными деньгами, а сейчас 500, особенно для больших городов, – незначительная сумма.
Регионы-рекордсмены по росту числа «пьяных» ДТП
Регион |
Насколько вырос показатель по сравнению с 2013 г. |
---|---|
Республика Адыгея |
316,7% |
Липецкая область |
91,8% |
Санкт-Петербург |
87,2% |
Орловская область |
85,3% |
Краснодарский край |
81,5% |
Тверская область |
78,3% |
Смотрите также:
- Пьяные убийцы. Почему любители покататься под градусом не боятся наказания? →
- Вячеслав Лысаков: «Мы ещё не исчерпали возможности санкций» →
- Вячеслав Лысаков: Выпил, порулил - в тюрьму! →