Ухабы в заплатах
«Дорогой смерти» давно называют участок федеральной трассы Тюмень - Ханты-Мансийск. На днях смерть подкараулила там двух мужчин и одну женщину - пассажиров обычного автобуса. Водитель пытался объехать яму, и машину унесло в кювет. Ещё 21 человек - в больнице.
Кто ответит?
Год назад прокуратура Уватского района выявила, что 98 из 226 км этого участка дороги - в неудовлетворительном состоянии. Впрочем, выявить это несложно - читатели «АиФ» ещё в 2012 г. внесли эти колдобины в список самых плохих дорог России. С тех пор, похоже, ничего не изменилось. Хотя власти обещали отремонтировать 49 км. Ямочный ремонт был предусмотрен в контракте на содержание дороги и на том самом участке, где погибли люди. Но ответят ли за их смерть те, кто должен был залатать злосчаст-ную выбоину?
Как показывает опыт, наказать горе-строителей можно. Яма, кювет, сотрясение мозга - житель Челябинска Олег М. потратил три года, чтобы отсудить 34 тыс. морального ущерба у Карабашского ДРСУ. Похожий судебный процесс проходил недавно и в Чебаркуле. Водитель, получивший множественные переломы и закрытую черепно-мозговую травму, отсудил у латателей ям 600 тыс. руб. Его автомобиль восстановлению не подлежит.
Но как заставить строить так, чтобы людям не приходилось выбивать из дорожников компенсации на лечение?
На болтах
«В этом году челябинцы были свидетелями того, как ямы на дорогах засыпали каменным отсевом (отходами дробления). Его смыло первым же дождём, - рассказывает Александр Мамонтов, почётный дорожник Челябинской обл., заслуженный строитель России. - Почему не применяют современные материалы, к примеру, литой асфальтобетон? Он позволяет чинить дорожное полотно при любом повреждении - от трещины до ямы - без подготовительных работ и при минусовых температурах. Причина отвратительных ямочных ремонтов и плохих дорог - недостаточная квалификация работников, отсутствие контроля».
В Казани к Универсиаде 2013 г. на строительство и ремонт дорог потратили 39 млрд руб. «Хватило только на основные дороги, второстепенные разбиты», - говорит Р. Хайруллин. Сейчас подрядчиков Универсиады заставляют ремонтировать недоделки по действующей пятилетней гарантии.
Контракты жизненного цикла (когда компания, построившая дорогу, будет отвечать за её ремонт и обслуживание) должны отбить охоту использовать некачественные материалы и нарушать технологию. Но пока проектов с такими контрактами в стране - считаные единицы. Более активно внедряется практика гарантийного ремонта. Главное, чтобы фирма, положившая асфальт, не закрылась через месяц - иначе и спросить будет не с кого. Хотя очевидно: если подрядчики-однодневки появляются на дороге - значит, рядом надо искать нечистоплотного чиновника.